На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Интервью А.В. Алёшина журналу «Промышленность и безопасность»

Алексей Владиславович, расскажите, с какими показателями Ростехнадзор заканчивает год. Увеличилось или уменьшилось количество аварий на производствах? С чем это может быть связано?

Текущая ситуация в области промышленной безопасности характеризуется в целом стабильными показателями. За девять месяцев 2016 года на опасных производственных объектах произошло 114 аварий. Это на 9 аварий меньше, чем за аналогичный период прошлого года, что позволяет говорить о том, что мы не только переломили ситуацию с ростом аварийности, более того, добились снижения ее показателей.

Однако это – "средняя температура по больнице". По-прежнему, в среднем раз в три-четыре года происходят крупные аварии на угольных шахтах, в которых погибают люди. В этом году, к сожалению, произошла трагедия на шахте "Северная".

Мы фиксируем прирост аварийности на грузоподъемных сооружениях, прежде всего, отмечается значительное увеличение количества аварий и несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов. Широкий общественный резонанс вызвала череда аварий лифтов, при исключении которых из категории опасных производственных объектов государство руководствовалось презумпцией добросовестности эксплуатирующих организаций, рассчитывало на их способность самостоятельно обеспечить безопасную эксплуатацию.

В числе основных причин аварийности можно выделить две взаимоувязанные проблемы:

системные, устойчиво повторяющиеся в течение многих лет нарушения требований безопасности из-за неудовлетворительной организации производственных процессов, другими словами - низкий уровень управления руководящего состава и постоянные нарушения требований безопасности по поведенческим причинам - сознательное пренебрежение требованиями и элементарными правилами безопасности.

Отмечу, что в 2014 и 2015 годах Ростехнадзор столкнулся с ещё одной проблемой: на фоне экономического кризиса некоторые предприниматели пытались сократить производственные издержки за счет отказа от проведения плановых ремонтов оборудования и выделения средств на дополнительные меры безопасности. Мы обратили внимание на этот факт и при проведении проверок учитываем данное обстоятельство.

Недавно в правительстве обсуждалась реформа контрольно-надзорных органов, одним из направлений которой является переход на современные информационные технологии и взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнесом на базе дистанционного информационного обмена. Расскажите об этом подробнее.

Да, Ростехнадзор создает систему дистанционного мониторинга технологических процессов на промышленных объектах. Это действительно новый инновационный механизм, который позволяет получать всю информацию о безопасности на предприятии, не выезжая на место.

Хочу отметить, что Ростехнадзор одним из первых среди федеральных надзорных органов начал внедрение нового метода дистанционного надзора, который позволит дать развитие уже внедренному риск-ориентированному методу и уйти от «сплошных» проверок. Идея заключается в оперативной оценке и прогнозировании любого сбоя в работе и принятии превентивных мер по недопущению аварии на опасном производственном объекте. По инициативе Ростехнадзора компания «Лукойл» реализовала пилотный проект по внедрению системы дистанционного контроля на одном из своих опасных производственных объектов на базе отечественного программного продукта. В качестве экспериментальной площадки была выбрана морская платформа на месторождении имени Корчагина на Каспии.

Работа основных элементов системы дистанционного надзора была продемонстрирована Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву во время его визита в Волгоград 31 мая текущего года и заслужила высокую оценку главы кабинета министров. Успешная реализация пилотного проекта показала, что взаимодействие Ростехнадзора с компаниями на основе применения современных технологий может значительно повысить эффективность контроля. В дальнейшем мы рассмотрим возможности внедрения системы дистанционного контроля на Волгоградском НПЗ, газоперерабатывающих заводах «Сибура» и «Газпрома».

Ростехнадзор выступает за переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Уже многое было сделано в этом направлении: в частности, принят закон о промышленной безопасности, и, как следствие, количество проверок сократилось. Как Вы думаете, можно ли говорить о повышении доверия предпринимательского сообщества?

Начиная с 2014 года количество проверокзначительно сократилось. Уже с 1 января 2014 года в области промышленной безопасности внедрена риск-ориентированная модель надзора, позволившая сократить количество плановых проверок почти на 58%. В 2015 году эта цифра уменьшилась еще на 17%, а значит уменьшилось административное давление.

Мы ведем постоянный диалог с бизнесом. Проводим заседания Научно-технического совета, встречаемся на обсуждении вопросов в Общественном Совете при Ростехнадзоре. Используем все возможные площадки для обмена мнениями.

В 2016 году Ростехнадзор организовал два Форума-диалога, в которых приняли участие представители бизнеса, общественных организаций и органов власти. В мае прошел Форум «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», в ноябре - IX Международный форум-диалог «Атомная энергия, экология, безопасность - 2016». Такого рода мероприятия дали возможность обменяться мнениями по самым разным аспектам повышения эффективности системы промышленной безопасности во всех производственных отраслях, позволяют говорить об увеличении открытости при принятии решений в этой сфере. Ведь рассуждая о промышленной безопасности, все участники этого процесса по-разному расставляют акценты.

Для государства и общества безусловными приоритетами является реализация конституционных прав граждан на жизнь, на безопасный труд, на сохранение здоровой окружающей среды. Для владельцев компаний важно сохранить дорогостоящее оборудование и обеспечить бесперебойную работу предприятий. Наемный менеджмент заинтересован в сокращении административных барьеров и снижение затрат. А работники предприятий и члены их семей, как правило, выступают за максимально жесткий контроль со стороны государства, когда речь касается безопасности и сохранения жизней.

Непосредственное общение и подчас достаточно острые дискуссии на Форумах-диалогах позволяют найти верные решения среди кажущихся разнонаправленными интересов сторон. Таким образом, проведение Форумов стало важным звеном в реализации государственной политики в области промышленной безопасности и повышения доверия к надзорным органам со стороны предпринимательского сообщества.

Как построена работа в Ростехнадзоре по профилактике коррупции?

Работа по профилактике и предотвращению коррупционных правонарушений организована в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации, а также решениями Совета по противодействию коррупции при главе государства.

В ходе реализации этого плана проводится целый комплекс организационных и разъяснительных мер по соблюдению государственными служащими Ростехнадзора запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции. Ведётся работа по повышению эффективности противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Ростехнадзором. Организованы обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности для выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных контрольно-надзорных функций. Весь комплекс мероприятий по профилактике и предотвращению коррупционных преступлений носит системный и плановый характер. На всех уровнях - от центрального аппарата до территориальных органов и подведомственных организаций - работают должностные лица, ответственные за их надлежащее выполнение.

Какие планы у Ростехнадзора в наступающем 2017 году?

Контрольно-надзорная деятельность Ростехнадзора осуществляется в строгом соответствии с задачами повышения уровня промышленной безопасности и снижения административного давления на бизнес, поставленными Президентом России.

Ростехнадзор, являясь одним из "пилотных" органов в области реформирования контрольно-надзорной деятельности, продолжит эту работу и по другим направлениям. С 1 января 2017 года, согласно изменениям в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", аналогичная риск-ориентированная модель будет реализована в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Ожидаем, что административная нагрузка снизится на 25,7% (соотношение количества согласованных органами прокуратуры плановых проверок на 2017 год к аналогичному показателю 2016 года). В следующем году мы планируем разработку нормативных актов, реализующих риск-ориентированный подход в сфере государственного энергетического надзора.

В рамках развития риск-ориентированного подхода в области промышленной безопасности с целью перехода к динамической модели Ростехнадзором протестирован "профиль риска" опасных производственных объектов, его полномасштабное внедрение запланировано на следующий год.

Прорабатывается вопрос создания системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Данное направление деятельности Ростехнадзора одобрено Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Также продолжим заниматься решением стратегических вопросов промышленной безопасности и предотвращения аварий.