На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Энергетика – наше всё


О состоянии энергетики в стране, безопасности в угольных шахтах, а также об энергомосте Крыма и внеплановых проверках энергокомпаний с заместителем руководителя Ростехнадзора Александром Трембицким поговорил главный редактор журнала «Промышленность и безопасность» Илья Малько.

– Александр Вячеславович, в Ростехнадзоре идет подготовка к созданию единой системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на угледобывающих предприятиях. Какие новые решения по снижению аварийности планируется заложить в эту систему?

– Требование необходимости наличия на опасных производственных объектах системы управления промышленной безопасностью, на самом деле, появилось не сегодня, и даже не вчера. Оно существует с конца прошлого века. Для этого Правительство РФ постановлением № 263 от 10.03.1999 утвердило «Правила организации и осуществления производственного контроля», согласно которым производственный контроль является частью системы управления промбезопасностью, и в сведения об его организации включается информация об организации системы управления промбезопасностью. Требование об обязанности работодателей организовывать такие системы на производственных объектах, владельцами которых они являются, было законодательно закреплено в декабре 2001 года Трудовым кодексом РФ. Эти требования, в том числе, распространялись и на объекты ведения горных работ.

Необходимость создания на ОПО угольной промышленности единого органа, который бы обеспечивал функционирование системы управления промышленной безопасностью и охраной труда, впервые была установлена в 2004 году изменениями, внесенными в ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», более известный как «закон об угле». Необходимо отметить, что при этом требований, регламентирующих хотя бы общие подходы к формированию систем управления промбезопасностью и охраной труда, не было.

1 января 2014 года вступили в силу поправки в основной закон о промышленной безопасности на ОПО – ФЗ № 116, которыми были сформулированы требования уже к самим системам управления промбезопасностью. Организации, эксплуатирующие ОПО, должны определять цели и задачи, прогнозировать риски аварий, планировать и реализовать меры по снижению риска аварий и координировать работу по их предупреждению, производственный контроль соблюдения требований промбезопасности, информационное обеспечение. В развитие указанных требований постановлением Правительства РФ № 536 от 26.06.2013 утверждены «Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью».

В свою очередь Министерством труда РФ разработан нормативный правовой акт, регламентирующий основные положения системы управления охраной труда. В настоящее время этот документ проходит процедуру регистрации в Минюсте РФ.

Всем до сих пор памятны катастрофические аварии, в разное время произошедшие на угольных шахтах: на «Ульяновской» в 2007 году, на «Распадской» в 2010-м. Нынче в феврале произошла авария на шахте Северная в Воркуте. Расследование ее технических причин освещалось на официальном сайте Ростехнадзора.

К решению проблем, могущих стать причиной подобных аварий, подключились общественность, отраслевой проф-союз, научное и экспертное сообщество, депутатский корпус, представители регионов в Совете Федерации. Проделана достаточно большая работа, в том числе на законодательном уровне. Федеральным законом № 283 от 3.07.2016 за Ростехнадзором закрепляются полномочия по утверждению «Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче и переработке угля и горючих сланцев», согласованного с Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Исходя из вышесказанного, а также существующих положений законодательства, можно предположить, что единая система управления промбезопасностью и охраной труда для организаций по добыче и переработке угля и горючих сланцев – это, прежде всего, комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией в целях предупреждения аварий и инцидентов на ОПО, локализации и ликвидации последствий таких аварий, реализации политики в области охраны труда.

31 августа Ростехнадзором сформирована межведомственная рабочая группа по разработке проекта Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче и переработке угля и горючих сланцев. В состав рабочей группы входят представители комитета по экономической политике Совета Федерации, Минтруда, Минэнерго, Ростехнадзора, Росуглепрофа, ООО «ЕвразХолдинг», ОАО УК «Южкузбасс-уголь», АО «СУЭК», АО ХК «СДС-Уголь», ООО «УК Мечел-Майнинг» и АО «НЦ «ВостНИИ».

Для формирования текста проекта Типового положения участники рабочей группы изучают предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организуют изыскания по формированию структуры систем управления промбезопасностью и охраной труда в угледобывающих организациях.

– Какие новые решения по снижению аварийности планируется заложить в эту систему?

– Типовым положением будет регламентироваться структура непрерывных и целенаправленных процессов, включающих анализ и принятие управленческих решений на основе дистанционного мониторинга безопасности ОПО соответствующими подразделениями эксплуатирующих организаций и управляющих компаний в целях исключения предпосылок возникновения инцидентов и аварий.

Типовое положение будет содержать комплекс требований, функций, полномочий, ответственность, методики процедур, ресурсы для обеспечения приемлемого уровня безопасности шахт, углеобогатительных фабрик и разрезов. Данные для такого мониторинга будут собираться многофункциональной системой безопасности, а анализ и математическая обработка информации о критических изменениях параметров технологических процессов будут осуществляться в ситуационно-аналитических центрах управляющих компаний. Таким образом, повышается уровень ответственности, возложенной на эксплуатирующую организацию и управляющую компанию. В этом и заключается новизна решений по снижению аварийности.

Также в проекте будут положения о единой технической и организационной политике в области промбезопасности и охраны труда, что позволит обеспечить противоаварийную устойчивость, снизить травматизм, организовать работу с персоналом по вопросам охраны труда, создать условия для укрепления производственной и технологической дисциплины, для управления основными производственными рисками.

– Начался отопительный сезон. Как регионы готовились к зиме? Есть ли у Ростехнадзора замечания?

– Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака Ростехнадзором был издан приказ «О контроле хода подготовки и оценке готовности объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2016-2017 годов», на основании которого территориальные органы Ростехнадзора провели внеплановые проверки предприятий электроэнергетики и теплоснабжения с целью определения готовности оборудования и сетей к эксплуатации в зимних условиях. Коротко остановлюсь на основных показателях.

Перед началом отопительного сезона были проверены более 900 объектов электроэнергетики, 174 теплосетевых и 2400 теплоснабжающих организаций, в том числе 14 тыс. отопительных и отопительно-производственных котельных. В результате контрольных и надзорных мероприятий было выявлено более 120 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности около 4 тыс. должностных и более 900 юридических лиц. Направлено более 300 писем в регионы, показавшие низкие результаты готовности энергохозяйств к зиме. Проверки осуществляются вплоть до полной готовности теплоснабжающих предприятий.

Организовано взаимодействие с руководством регионов, органами исполнительной власти и местного самоуправления.

О фактах неудовлетворительной подготовки энергообъектов проинформированы полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры, губернаторы и органы местного самоуправления.

Сотрудники Ростехнадзора принимают участие в работе комиссий по проверке готовности субъектов электроэнергетики. Кроме того, предстоит оценить готовность муниципальных образований. Надеюсь, что к этому моменту ранее выявленные Ростехнадзором нарушения будут устранены, и отопительный период энергетические компании и предприятия ЖКХ пройдут без аварийных ситуаций.

– Крымский энергомост позволяет решить основные энергетические проблемы региона. Тем не менее, плановые отключения электроэнергии продолжаются. Зимой Крым не замерзнет?

– Крым зимой не замерзнет. Характерной особенностью потребления электроэнергии в республике является то, что летом нагрузка на электросети выше, чем зимой. Повышение летней температуры до 30 градусов и выше, а также массовый приезд отдыхающих традиционно сопровождается резким скачком потребления электроэнергии, – население полуострова включает на полную мощность кондиционеры, вентиляторы и холодильники.

Сотрудники Ростехнадзора осуществляют непосредственный контроль безопасной эксплуатации энергооборудования, рассматривают обращения, поступающие от населения.

С целью поддержания сетей и оборудования в соответствующем эксплуатационном состоянии ГУП РК «Крым-энерго» для плановых ремонтов регулярно производит отключения электроснабжения согласно графикам, размещенным на официальном сайте. Своевременность таких ремонтов – важнейшая составляющая надежного и стабильного энергообеспечения. ГУП РК «Крымэнерго» просит население с пониманием отнестись к этому.

Также немалое наше внимание приковано к вопросам строительства крымского «Энергомоста». Решение возникающих проблем лежит в плоскости реализации данного проекта. Так, построены 2 новые подстанции, модернизированы и реконструированы 5 действующих подстанций, построено свыше 800 км линий электропередачи с напряжением 220-500 кВ, по дну Керченского пролива проложено 4 цепи энергомоста общей протяженностью 230 км, каждая из 4 кабельных линий. Они способны поставлять в Крым с материковой части России до 800 МВт электрической мощности, что с учетом собственной генерации на полуострове составляет порядка 1270 МВт. Этой мощности достаточно для Крыма, и даже немного больше, чем требуется в нормальном режиме. Во всяком случае, совершенно точно обеспечивается бесперебойное энергоснабжение производственных, инфраструктурных, социальных объектов и населения, с запасом на максимальные нагрузки летних и осенне-зимних периодов.

Сотрудники Ростехнадзора осуществляют непосредственный контроль строительных и пуско-наладочных работ на объектах капстроительства энергомоста и выдают разрешения на пусконаладочные работы и допуск в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых электроустановок.

На сегодня общая мощность потребления составляет 1036 МВт, из них 726 МВт поступает на полуостров Крым по энергомосту и 310 МВт вырабатывается на собственной электрической генерации полуострова.

Представители Ростехнадзора совместно с сотрудниками Минэнерго РФ участвуют в работе комиссии по проверке готовности энергетических компаний Республики Крым к отопительному сезону. По завершении этой работы будет дана объективная оценка готовности.

– В сентябре и октябре Ростехнадзор проводит ряд внеплановых проверок крупных энергетических компаний. Чем это вызвано?

– Внеплановые проверки запланированы с целью контроля выполнения ранее выданных предписаний. Мероприятия осуществляются в рамках ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, например, в сентябре прошла внеплановая проверка АО «Сибирская энергетическая компания». На октябрь намечены проверки ООО «Дагестанэнерго», ОАО «ТГК-2», а также ПАО «МОЭСК», ПАО «Ленэнерго, АО «РЭС», ПАО «Тюменьэнерго» и ПАО «МРСК Волги».

Хочу обратить внимание, что в случае неустранения нарушений в предписанные сроки Ростехнадзор применяет меры административного наказания в отношении как юридических, так и физических лиц. Своевременное и полное устранение выявленных нарушений является залогом устойчивой работы энергетических компаний не только в предстоящий осенне-зимний период, но и постоянно.