Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций
На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций

Вопрос. Какой рекомендуемый срок для приостановки права члена осуществлять подготовку проектной документации?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.07.2017) срок приостановки действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства допускается не более чем на шестьдесят календарных дней. Учитывая изменения вышеуказанной статьи, вступающие в силу с 01.07.2017, саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает сроки приостановления права членов саморегулируемых организаций выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства с учетом их разумности.

Вопрос. В случае, если член СРО не уведомил в установленный срок об устранении нарушений, повлекших применение к нему меры дисциплинарного воздействия, вследствие чего к члену возможно ли применение более жестких мер дисциплинарного воздействия? Также необходимо ли проводить в данном случае внеплановую проверку с фиксацией факта неустранения нарушений и составлением соответствующего акта?

Ответ. Правила контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации и порядок применения мер дисциплинарного воздействия устанавливаются саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом саморегулируемая организация при разработке указанных документов в части оснований для проведения внеплановых проверок вправе за аналогию применить положения статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вопрос. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля за деятельностью членов носит обязательный характер?

Ответ. Согласно части 3 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если деятельность члена саморегулируемой организации связана с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

Методика расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в связи с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов утверждается Минстроем России.

Вопрос. Почему орган по контролю не может вынести меру дисциплинарного воздействия – предписание или предупреждение сразу же после проведения проверки?

Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предписание и предупреждение являются мерами дисциплинарного воздействия, решение о применении которых принимает орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

Вопрос. В соответствии с частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01.07.2017 одним из оснований для исключения из членов является неисполнение предписаний органов государственного строительного надзора. Относится ли это к СРО, в которую входят изыскательские организации?

Ответ. Предмет государственного строительного надзора определен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Государственный строительный надзор осуществляется только при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, установление во внутренних положениях указанного основания для исключения из членов саморегулируемой организации будет являться избыточным в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания.

Вопрос: Вся страна переходит на электронный документооборот, а СРО с нас при проверках для подтверждения соответствия их требованиям требует документы давать только на бумаге. Кто прав?

Ответ: К основным функциям саморегулируемой организации в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в том числе относится разработка и установление условий членства в саморегулируемой организации. Порядок представления документов для подтверждения соответствия условиям членства и соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно. Порядок и правила использования электронной подписи установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Таким образом, в случае если саморегулируемой организацией внутренними документами, принятыми и утвержденными в установленном порядке, не установлена возможность направления документов их членами в электронном виде, то документы представляются в бумажном виде, оформленные надлежащим образом.

Вопрос: В рамках судебного производства была назначена строительная судебная экспертиза. Юридическое лицо, назначенное судом для проведения указанной экспертизы, провело ее с грубейшими нарушениями требований ГОСТов, СНИПов и т.д., при этом указанное юридическое лицо имело выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций. На наше обращение в указанную саморегулируемую организацию был получен ответ о том, что данная саморегулируемая организация не имеет оснований применения мер дисциплинарного воздействия в отношении своего члена, допустившего нарушение при проведении судебной экспертизы. Является ли основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации неприменение ею мер дисциплинарного воздействия в отношении своего члена, допустившего нарушения при проведении судебной экспертизы?

Ответ: Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная экспертиза проводится для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, и назначается судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, при этом в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам, может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов в соответствии с частью 2 указанной статьи.

Оценка результатов судебной экспертизы не относится к компетенции саморегулируемой организации.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 55.14 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае выявления в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) члена саморегулируемой организации или иного обращения нарушения членом саморегулируемой организации обязательных требований саморегулируемая организация применяет в отношении такого члена меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55.15 Кодекса.

Вопрос. Возможно ли применение в качестве меры дисциплинарного воздействия понижение уровня ответственности?

Ответ. Нет, это неправомерно, поскольку изменение уровня ответственности возможно только на основании волеизъявления члена саморегулируемой организации.

Вопрос. Вправе ли саморегулируемая организация в сфере строительства осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения требований охраны труда в организации?

Ответ. Вопросы трудового законодательства в Российской Федерации регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Основные понятия в области охраны труда определены статьей 209 ТК РФ, в частности:

- охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

- система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей;

- требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

- стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Одной из целей саморегулирования в строительстве в соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 55.13 Кодекса в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Национальное объединение саморегулируемых организаций разрабатывает стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а не стандарты безопасности труда.

Главой 57 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень органов, осуществляющий государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением требований трудового законодательства, а также их полномочия.

Саморегулируемые организации в сфере строительства в этот перечень не входят.

Меры дисциплинарного воздействия согласно части 1 статьи 55.13 Кодекса саморегулируемая организация вправе применить только в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации.

Дополнительно необходимо отметить, что в случае получения в рамках плановых и внеплановых проверок своих членов информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, саморегулируемая организация может направить соответствующее обращение в федеральную инспекцию труда в целях принятия решения о проведении внеплановой проверки работодателя.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875.