1 июля 2010 г.Вопрос: В своем обращении в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) житель г. Ижевска сообщает, что во многих документах Ростехнадзора упоминаются термины «надзор» и «контроль», при этом в некоторых документах пишется «надзор (контроль)» и просит дать разъяснение по данной ситуации. Ответ: Правовое управление Ростехнадзора рассмотрев данное обращение, сообщает следующее. В «Современном экономическом словаре» под редакцией Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцева под таким определением, как контроль, понимается составная часть управления экономическими объектами и процессами, которое заключается в наблюдении за объектами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договорами, соглашениями, программами. Надзор, согласно указанному словарю, представляет собой разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции. Главная цель надзора — обеспечить соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности. Представляется, что надзор способствует обнаружению фактов неисполнения либо ненадлежащего исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своих обязанностей, злоупотребления своими правами. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, определяет одной из важнейших задач по улучшению функций органов исполнительной власти задачу совершенствования действующей системы контроля и надзора, решение которой в будущем может привести к дальнейшему сокращению административных ограничений предпринимательской деятельности. Совершенствование системы контроля и надзора, согласно вышеуказанной Концепции, заключается в разграничении функции по контролю и надзору и приведение к единообразию в этой части терминологии законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В результате такой меры надзор будет сосредоточен в государственных органах и будет заключаться в проведении проверок, наложении взысканий, выдаче разрешений, приостановлении деятельности; контроль будет представлять собой функции по проведению исследований, испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых соответствующими аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами, а также анализу полученной первичной информации. Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах для достижения указанных целей необходимо выделить из действующих надзорных органов, в том числе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, лаборатории, исследовательские и испытательные центры, сократить численность государственных служащих. Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством мер пресечения и устранения последствий выявленных нарушений; а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности. |