27 июля 2010 г.(2)Вопрос: Житель города Калуги обратился в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) со следующим вопросом: в результате деятельности предприятия образуются только бытовые и канцелярские отходы. Для ТБО используется контейнер, принадлежащий арендодателю (с письменного разрешения). Имеется договор на захоронение отходов. На каком основании с меня требуют расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением 5-кратного коэффициента со ссылкой на закон «Об отходах производства и потребления». Ответ: Управление государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Ростехнадзора на заданный вопрос сообщает следующее. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон «Об отходах производства и потребления») размещение отходов является платным. В соответствии со ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектом права собственности. При этом право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Таким образом, определён момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Все обязанности в отношении своего имущества, в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, далее — Гражданский кодекс). В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Из сказанного следует, что обязанность по внесению платы за размещение отходов возлагается на последнего собственника отходов. Ст. 226 Гражданского кодекса, равно как и ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления», предусматривается возможность приобретения права собственности на отходы лицом в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находятся брошенные с целью отказа от права собственности отходы. Собственность в данном случае может быть приобретена путём совершения определённых действий, свидетельствующих об обретении собственности. При этом данными нормами не даётся исчерпывающего определения состава действий, необходимых и достаточных для однозначного утверждения о приобретении права собственности. Согласие арендодателя осуществлять вывоз отходов, помещённых в принадлежащий ему контейнер иными лицами (арендаторами), не является достаточным для утверждения о выражении арендодателем воли к приобретению права собственности на вывозимые отходы. В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Таким образом, в отсутствии между арендатором и арендодателем сделки об отчуждении отходов арендатора в собственность арендодателю, обязанность по плате за размещение отходов остаётся за арендатором. Передача отходов специализированной организации для дальнейшего вывоза отходов на объект размещения отходов также не влечёт права собственности на передаваемые отходы. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы, а постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 определён порядок исчисления платы, относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (далее — размещение отходов). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В случае отсутствия у юридического лица разрешительного документа на размещение отходов (установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), плата за всю массу размещаемых отходов исчисляется в соответствии с п. 6 порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632, с применением пятикратного повышающего коэффициента. |