Решение № 22-3 от 28.02.2012
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
«28» февраля 2012 г. г. Москва № 22-3
Отчет о работе Управления горного надзора
Заслушав доклад начальника Управления горного надзора А.И. Перепелицына и выступления по докладу Общественный совет при Ростехнадзоре о т м е ч а е т: Управление горного надзора осуществляет деятельность по надзору и контролю за предприятиями в соответствии с регламентирующими законодательными актами и нормативно-правовыми документами. В целях совершенствования обеспечения промышленной безопасности поднадзорных организаций Управлением горного надзора предлагается: 1. Устранить излишние барьеры бизнес-сообществу оптимизацией лицензируемых видов деятельности путем исключения из Перечня работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов получение, использование, переработку, хранение, транспортирование, уничтожение взрывчатых материалов промышленного назначения, как дублирующего положения о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения и исключения из Перечня работ объектов по добыче полезных ископаемых, которые ведутся без использования (образования) взрывопожароопасных веществ (разработка россыпных месторождений, добыча подавляющей части общераспространенных полезных ископаемых, разработки недр, не связанные с добычей), изменить установленный Ростехнадзором порядок продления сроков службы технических устройств, выработавших нормативный срок, передачей этой процедуры эксплуатирующим организациям, приступить к реальному сокращению перечня технических устройств, для эксплуатации которых необходимо разрешение Ростехнадзора на применение, и исключить привлечение инспекторского состава к участию в проведении приемочных испытаний. 2. Продолжить совершенствование нормативно-правовой базы в области взрывчатых материалов принятием Положения о лицензировании взрывчатых материалов промышленного назначения и ускорением разработки проекта федерального закона «Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий». 3. Закрепить на законодательном уровне за полномочиями Ростехнадзора процедуру ежегодного рассмотрения и согласования планов развития горных работ, позволяющую выявлять нарушения действующих требований в области обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, уже на стадии проектирования. Практика рассмотрения планов развития горных работ свидетельствует о том, что зачастую планирование развития горных работ осуществляется с отклонением от проектных решений в части соблюдения направлений движения фронта горных работ, выполнения календарных планов вскрышных, добычных и подготовительных работ, обеспеченности готовыми к выемке запасами, не соблюдением уточненных границы горных отводов, при отсутствии мероприятий по условиям ведения горных работ в опасных зонах (охранные целики и границы горного отвода), а также касающимися состояния отвалов и бортов карьера, применения технических устройств, предусмотренных проектными решениями. 4. В целях постоянного совершенствования работы территориальных органов продолжить практику регулярного проведения Ростехнадзором и научно-технической общественностью семинаров по обмену опытом и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области горного надзора. 5. Учитывая напряженный план работы по осуществлению плановых надзорных и контрольных функций и проведения внеплановых проверок металлургических предприятий в 2012 г., решить вопрос об увеличении численности инспекторского состава с привлечением опытных, знающих специфику металлургического производства специалистов, как территориальных органов, так и Управления. 6. Обратить внимание территориальных органов на необходимость усиления контроля по соблюдению сервисными организациями лицензионных требований на производство маркшейдерских работ, укомплектованности их штатов работниками, удовлетворяющими квалификационным требованиям. В ряде территориальных органов отсутствуют специалисты-маркшейдеры (Забайкальское управление, Печорское, Приуральское и др. управления). 7. Для достижения более высокой эффективности контроля за промышленной безопасностью организовать на законодательном уровне разработку и внедрение системы управления промышленной безопасностью на уровне управляющих компаний в целом. Анализ положений производственного контроля во многом свидетельствует об отсутствии гармонизации их с действующим законодательством и о формальном подходе к его организации. Свидетельством этого является низкая эффективность в организациях, осуществляемая должностными лицами производственного контроля и отсутствии его организации на уровне управляющих компаний. Проводимая Управлением работа согласована с реализацией Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации представления государственных услуг, оказываемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вместе с тем, необходима совместная работа с Общественным советом при решении вопросов совершенствования российского законодательства в области промышленной безопасности и ликвидации излишних административных барьеров деятельности промышленных предприятий.
Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Одобрить работу Управления горного надзора в 2011 году. 2. Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по государственному горному и металлургическому надзору совместно с Управлением горного надзора направить предложения Руководству Службы по подготовке обращения Общественного совета в адрес министерств и ведомств в интересах совершенствования нормативно-правовой базы и устранению излишних административных барьеров для предпринимательства в части, касающихся вопросов: - исключения лицензирования объектов россыпных и общераспространенных полезных ископаемых, как взрывопожароопасных объектов; - ускорения принятия Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения реализации и утилизации боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения, применения взрывчатых материалов промышленного назначения; - подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О недрах» в части регламентации порядка согласования планов развития горных работ и оформления документов, определяющих уточненные границы горных отводов, в целях законодательного определения органов горного надзора указательных функциональных обязанностей; 3. До 10 мая 2012 г. провести заседание Президиума Общественного совета совместно с Управлением горного надзора по обсуждению вопроса об изменении порядка продления сроков эксплуатации технических устройств и передаче данной функции хозяйствующим субъектам. При необходимости вынести данный вопрос на заседание Общественного совета. 4. Члену Общественного совета В.И. Таракановскому подготовить материал в адрес руководства Службы по рассмотрению вопроса в Правительстве Российской Федерации инициативы о передаче на законодательном уровне Ростехнадзору всех полномочий, связанных с вопросами рассмотрения и согласования проектов горных работ, и представить в Общественный совет.
Председатель Общественного совета при Ростехнадзоре В.А.Грачев
|