Уважаемые заявители! Наблюдается нестабильная работа информационных систем при приеме и обработке поступающих заявлений, при этом сроки обработки могут быть увеличены. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Решение № 37-1 от 25.09.2014

РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

«25» сентября 2014 г. г. Москва № 37-1

Некоторые выводы из организации дистанционного государственного надзора в области промышленной безопасности

Заслушав доклад С.Г. Радионовой − заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Некоторые выводы из организации дистанционного государственного надзора в области промышленной безопасности», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

В настоящее время одной из наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед Службой, является внедрение оперативного дистанционного контроля (надзора) за промышленной безопасностью на поднадзорных объектах.

Это вытекает из требований постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и пункта 8 протокола от 25.02.2014 № 1 заседания Правительственной комиссии по вопросам развития ТЭК, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики.

Выполнение этих требований позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Службы, сократить число проверочных мероприятий, проводимых ею, и снизить излишнее административное давление на бизнес.

В интересах этого, Ростехнадзор разработал системный подход к обеспечению промышленной безопасности, которая включает комплекс мероприятий и представляет собой: технологическую безопасность, информационную безопасность и физическую безопасность.

Технологическая безопасность: средство объективного контроля и мониторинга опасных производственных объектов.

Информационная безопасность в управлении технологическим процессом: комплекс средств обеспечения информационной безопасности (встроенное сертифицированное программное обеспечение; аппаратные средства криптографической защиты; интегрированные программные приложения безопасности других производителей).

Физическая безопасность: комплекс инженерно-технических средств охраны для обеспечения физической безопасности объектов.

Это предполагает создание системы непрерывного надзора за опасными объектами с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий.

Информационная система мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) будет состоять из нескольких блоков: документарный, контрольно-технологический, контрольно-визуальный.

Документарный блок должен включить в себя проверку документов и документации, большая часть которой может производиться дистанционно. В его рамках может быть организована работа с документами, которые формируются с участием частных контрагентов поднадзорных организаций: экспертами в области промышленной безопасности, страховыми компаниями, поставщиками технологического оборудования.

Важно отметить, данный блок целесообразно формировать на базе действующей КСИ Ростехнадзора, которая уже сегодня содержит документы поднадзорных организаций и сведения об опасных производственных объектах.

Контрольно-технологический блок заключается в онлайн мониторинге ключевых технологических параметров, который в режиме реального времени позволит фиксировать отклонения от штатного режима эксплуатации и обнаруживать инциденты, потенциально ведущие к развитию аварийных ситуаций, на самой ранней стадии в момент их появления.

Контрольно-визуальный блок состоит из видеозаписей визуального осмотра и космических снимков ГЛОНАСС, которые будут доступны для изучения инспекторским составом в режиме реального времени.

Такая современная система позволит качественно и экономически эффективно осуществлять мониторинг промышленной безопасности на ОПО, а также оптимизировать работу инспекторского состава и снизить расходы на их командирование для осуществления надзора на удаленные опасные производственные объекты.

Внедрение современных механизмов позволит перейти на качественно новый уровень взаимодействия с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе надзорный орган – эксплуатирующая организация, а также сделать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора более аналитической, направленной (даже точечной) и эффективной.

В настоящее время проведена следующая работа.

Подготовлено техническое задание на научно-исследовательскую работу «Разработка и апробация системно-технических решений по организации дистанционного контроля за состоянием промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса».

В целях правовой мотивации бизнеса приказом Ростехнадзора от
17 апреля 2014 г. № 157 создана рабочая группа с целью подготовки проекта приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101».

После проведенных публичных обсуждений проекта изменений Правил, обобщения поступивших замечаний и предложений проект приказа о внесении изменений в Правила рабочей группой подготовлен и письмом от 22 августа 2014 г. № 00-04-04/1330 направлен на заключение в Минэкономразвития России. Сводный отчет и сводка поступивших предложений размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Согласно новым требованиям Правил перечень параметров (их количество и совокупность), определяющих опасность процессов и подлежащих дистанционному контролю, устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО, исходя из свойств обращающихся веществ и условий безопасного ведения технологических процессов.

Ростехнадзор имеет опыт создания и организации дистанционного надзора.

В соответствии с пунктом 5 «Положения о службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзором (атомный надзор) уже создан ситуационный центр, куда поступает информация от государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», объединяющей более 350 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот.

Вместе с тем, создаваемая информационная система мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) требует более современных организационных и технических решений.

В связи с этим от членов Общественного совета требуется оперативное и конкретное участие в ее создании, в разработке предложений, рекомендаций по решению всего комплекса задач, стоящих перед Ростехнадзором, бизнесом и привлекаемыми организациями.

Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:

1. Принять активное участие в работе по внедрению комплексной безопасности промышленных предприятий (технологическая безопасность, информационная безопасность, физическая безопасность объекта).

2. Поддержать инициативу Ростехнадзора по созданию информационной системы мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) и принять активное участие в этой работе.

3. Общественному совету принять участие в выработке предложений по созданию ИСМПБ с учетом этапов ее разработки:

- разработки и апробации системно-технических решений по организации дистанционного контроля параметров, характеризующих промышленную безопасность опасных производственных объектов нефтегазового комплекса;

- создании пилотного варианта системы в составе Ситуационно-аналитического центра Ростехнадзора, Регионального ситуационного центра на базе Нижневолжского управления Ростехнадзора и объектов ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» и ООО «Газпром добыча Астрахань».

4. Общественному совету принять участие в разработке предложений по интеграции ИСМПБ с существующими информационными системами Ростехнадзора и их информационно-телекоммуникационной инфраструктурой.