Протокол № 37 от 25.09.2014П Р О Т О К О Л
25 сентября 2014 г. г. Москва № 37
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
I. Некоторые выводы из организации дистанционного государственного надзора в области промышленной безопасности. ____________________________________________________________________ (С.Г. Радионова, А.В. Алёшин, В.А. Грачев, А.С. Державец, Ю.Н. Малышев, М.И. Рылов, В.А. Рябов, Н.А. Махутов, С.Г. Ивенков, В.С. Котельников, В.А. Коротков, Е.В. Кловач)
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.Г. Радионовой «Некоторые выводы из организации дистанционного государственного надзора в области промышленной безопасности» (прилагается).
Заслушав информацию заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.Г. Радионовой «Некоторые выводы из организации дистанционного государственного надзора в области промышленной безопасности», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: В настоящее время одной из наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед Службой, является внедрение оперативного дистанционного контроля (надзора) за промышленной безопасностью на поднадзорных объектах. Это вытекает из требований постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и пункта 8 протокола от 25.02.2014 № 1 заседания Правительственной комиссии по вопросам развития ТЭК, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики. Выполнение этих требований позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Службы, сократить число проверочных мероприятий, проводимых ею, и снизить излишнее административное давление на бизнес. В интересах этого, Ростехнадзор разработал системный подход к обеспечению промышленной безопасности, которая включает комплекс мероприятий и представляет собой: технологическую безопасность, информационную безопасность и физическую безопасность. Технологическая безопасность: средство объективного контроля и мониторинга опасных производственных объектов. Информационная безопасность в управлении технологическим процессом: комплекс средств обеспечения информационной безопасности (встроенное сертифицированное программное обеспечение; аппаратные средства криптографической защиты; интегрированные программные приложения безопасности других производителей). Физическая безопасность: комплекс инженерно-технических средств охраны для обеспечения физической безопасности объектов. Это предполагает создание системы непрерывного надзора за опасными объектами с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Информационная система мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) будет состоять из нескольких блоков: документарный, контрольно-технологический, контрольно-визуальный. Документарный блок должен включить в себя проверку документов и документации, большая часть которой может производиться дистанционно. В его рамках может быть организована работа с документами, которые формируются с участием частных контрагентов поднадзорных организаций: экспертами в области промышленной безопасности, страховыми компаниями, поставщиками технологического оборудования. Важно отметить, данный блок целесообразно формировать на базе действующей КСИ Ростехнадзора, которая уже сегодня содержит документы поднадзорных организаций и сведения об опасных производственных объектах. Контрольно-технологический блок заключается в онлайн мониторинге ключевых технологических параметров, который в режиме реального времени позволит фиксировать отклонения от штатного режима эксплуатации и обнаруживать инциденты, потенциально ведущие к развитию аварийных ситуаций, на самой ранней стадии в момент их появления. Контрольно-визуальный блок состоит из видеозаписей визуального осмотра и космических снимков ГЛОНАСС, которые будут доступны для изучения инспекторским составом в режиме реального времени. Такая современная система позволит качественно и экономически эффективно осуществлять мониторинг промышленной безопасности на ОПО, а также оптимизировать работу инспекторского состава и снизить расходы на их командирование для осуществления надзора на удаленные опасные производственные объекты. Внедрение современных механизмов позволит перейти на качественно новый уровень взаимодействия с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе надзорный орган – эксплуатирующая организация, а также сделать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора более аналитической, направленной (даже точечной) и эффективной. В настоящее время проведена следующая работа. Подготовлено техническое задание на научно-исследовательскую работу «Разработка и апробация системно-технических решений по организации дистанционного контроля за состоянием промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса». В целях правовой мотивации бизнеса приказом Ростехнадзора от
После проведенных публичных обсуждений проекта изменений Правил, обобщения поступивших замечаний и предложений проект приказа о внесении изменений в Правила рабочей группой подготовлен и письмом от 22 августа 2014 г. № 00-04-04/1330 направлен на заключение в Минэкономразвития России. Сводный отчет и сводка поступивших предложений размещены на официальном сайте Минэкономразвития России. Согласно новым требованиям Правил перечень параметров (их количество и совокупность), определяющих опасность процессов и подлежащих дистанционному контролю, устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО, исходя из свойств обращающихся веществ и условий безопасного ведения технологических процессов. Ростехнадзор имеет опыт создания и организации дистанционного надзора. В соответствии с пунктом 5 «Положения о службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзором (атомный надзор) уже создан ситуационный центр, куда поступает информация от государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», объединяющей более 350 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. Вместе с тем, создаваемая информационная система мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) требует более современных организационных и технических решений. В связи с этим от членов Общественного совета требуется оперативное и конкретное участие в ее создании, в разработке предложений, рекомендаций по решению всего комплекса задач, стоящих перед Ростехнадзором, бизнесом и привлекаемыми организациями.
Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Принять активное участие в работе по внедрению комплексной безопасности промышленных предприятий (технологическая безопасность, информационная безопасность, физическая безопасность объекта). 2. Поддержать инициативу Ростехнадзора по созданию информационной системы мониторинга промышленной безопасности (ИСМПБ) и принять активное участие в этой работе. 3. Общественному совету принять участие в выработке предложений по созданию ИСМПБ с учетом этапов ее разработки: - разработки и апробации системно-технических решений по организации дистанционного контроля параметров, характеризующих промышленную безопасность опасных производственных объектов нефтегазового комплекса; - создании пилотного варианта системы в составе Ситуационно-аналитического центра Ростехнадзора, Регионального ситуационного центра на базе Нижневолжского управления Ростехнадзора и объектов ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» и ООО «Газпром добыча Астрахань». 4. Общественному совету принять участие в разработке предложений по интеграции ИСМПБ с существующими информационными системами Ростехнадзора и их информационно-телекоммуникационной инфраструктурой.
II. Ход реализации положений ФЗ-116 от 20 июня 1997 года с учетом изменений, внесенных ФЗ-22 от 04 марта 2013 года, отраженных в ФНП («Правила безопасности при взрывных работах», «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов»). (Н.К. Трубецкой, М.И. Феодоритов, Ю.Н. Малышев, И.Н. Лыков)
Доклад заместителя начальника управления - начальника отдела Управления горного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.К. Трубецкого «Ход реализации положений ФЗ-116 от 20 июня 1997 года с учетом изменений, внесенных ФЗ-22 от 04 марта 2013 года, отраженных в ФНП («Правила безопасности при взрывных работах», «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов»)» (прилагается).
Заслушав доклад заместителя начальника управления - начальника отдела Управления горного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.К. Трубецкого «Ход реализации положений ФЗ-116 от 20 июня 1997 года с учетом изменений, внесенных ФЗ-22 от 04 марта 2013 года, отраженных в ФНП («Правила безопасности при взрывных работах», «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов»)», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», «Правила безопасности при взрывных работах», «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» были разработаны в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 раздела 3 Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 13 февраля 2013 г. № А60-26-160, в целях установления обязательных требований к безопасному ведению горных работ. Управлением горного надзора с участием членов Общественного совета при Ростехнадзоре, представителей науки, экспертных и заинтересованных общественных организаций проделана значительная работа по подготовке Федеральных норм и правил («Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», «Правил безопасности при взрывных работах», «Правил безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов»). Приказ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации за № 32935. Приказ был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" №38, 22.09.2014 и вступает в силу 03.10.2014. Приказ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах» зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2014 г., регистрационный № 31796). Приказ был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 09.06.2014 и вступает в силу 10.12.2014. Приказ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 15 мая 2014 года № 32271. Приказ был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" №38, 22.09.2014 и вступает в силу 23.03.2015. Требования вышеперечисленных Федеральных норм и правил позволяют: конкретизировать на современном уровне требования в области промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях; устранить избыточные административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации; внедрить на предприятиях современные технологии, повысить уровень ответственности в области промышленной безопасности эксплуатирующих организаций и собственников; уменьшить уровень аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях; применить на всех предприятиях РФ, независимо от форм собственности, в том числе и не на опасных производственных объектах. В интересах успешного внедрения вышеуказанных ФНП требуется большое внимание к информационно–разъяснительной работе по вопросам реализации измененного законодательства. Учитывая вышеизложенное, необходимо интенсифицировать совместную работу сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора и членов Общественного совета по реализации изменений, внесенных в Федеральные нормы и правила. В этой связи Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Отметить положительную работу Управления горного надзора по разработке Федеральных норм и правил и проводимую работу по их реализации. 2. Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по государственному горному и металлургическому надзору (Малышев Ю.Н.): - спланировать работу по участию в реализации данных Федеральных норм и правил; - принять участие в работе центрального аппарата Ростехнадзора по разъяснению и выработке рекомендаций по выполнению обязательных требований Федеральных норм и правил. 3. В октябре 2015 г. провести совместное совещание членов Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по государственному горному и металлургическому надзору (Малышев Ю.Н.) и Управления горного надзора по вопросам реализации Федеральных норм и правил.
III. Обсуждение графика рассмотрения в этом году на заседаниях Общественного совета вопросов согласно протокола заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июля 2014 г. № 5 (пункт III. Разное). (В.А. Грачев)
Информация председателя Общественного совета при Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Обсуждение графика рассмотрения в этом году на заседаниях Общественного совета вопросов согласно протокола заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июля 2014 г. № 5 (пункт III. Разное)». Заслушав информацию председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «О проекте графика рассмотрения вопросов, указанных в пункте III протокола № 5 от 24 июля 2014 г. заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства», Общественный совет при Ростехнадзоре решил:
Согласовать график рассмотрения вопросов, указанных в пункте III протокола № 5 от 24 июля 2014 г. заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.
IV. О результатах участия Общественного совета в процедуре предварительного рассмотрения проектов общественно значимых нормативных правовых актов и о соблюдении Ростехнадзором требований постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения». (В.В. Юдин, А.А. Хамаза)
Доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Юдина «Обсуждение проекта приказа Ростехнадзора «О результатах участия Общественного совета в процедуре предварительного рассмотрения проектов общественно значимых нормативных правовых актов и о соблюдении Ростехнадзором требований постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения"» (прилагается).
Заслушав доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Юдина «Обсуждение проекта приказа Ростехнадзора «О результатах участия Общественного совета в процедуре предварительного рассмотрения проектов общественно значимых нормативных правовых актов и о соблюдении Ростехнадзором требований постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения"», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Эффективное взаимодействие центрального аппарата Ростехнадзора с Общественным советом при Ростехнадзоре в вопросах рассмотрения общественно-значимых проектов нормативных правовых актов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 протокола заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 2 апреля 2014 года № 3 Ростехнадзором определен и одобрен на заседании Общественного совета при Ростехнадзоре перечень основных общественно-значимых проектов нормативных правовых актов, состоящий из четырех проектов федеральных законов, представление которых должно проводиться в формате обеспечения понятности нормативно-правового регулирования. Перечень размещен на сайте Ростехнадзора. В целях реализации положений указанного перечня Ростехнадзором с участием Общественного совета при Ростехнадзоре была проведена следующая работа по проектам нормативных правовых актов. В Правительство Российской Федерации письмом от 29.01.2014
Для публичного обсуждения на едином портале www.regulation.gov.ru размещен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования законодательной базы саморегулирования и усиления ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за выполнение задач, возложенных на них). Данный проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (публичного обсуждения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318. На едином портале www.regulation.gov.ru завершено публичное обсуждение уведомления о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (в части дифференциации режима государственного надзора). Данный проект проходил процедуру оценки регулирующего воздействия (публичного обсуждения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318. На едином портале www.regulation.gov.ru 17.09.2014 завершено публичное обсуждение текста проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении». Данный проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (публичного обсуждения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318. Указанные законопроекты обсуждались с членами Общественного совета при Ростехнадзоре. Мнения, замечания и предложения были учтены при их разработке. Таким образом, в соответствии с перечнем основных общественно-значимых проектов нормативных правовых актов, представление которых должно проводиться в формате обеспечения понятности нормативно-правового регулирования, Ростехнадзором совместно с членами Общественного совета при Ростехнадзоре постоянно ведется работа по его реализации.
Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Продолжать практику совместной работы Общественного совета при Ростехнадзоре и центрального аппарата Ростехнадзора по основным общественно значимым проектам нормативных правовых актов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных актов и результатах их общественного обсуждения». 2. Ежеквартально на заседаниях Общественного совета при Ростехнадзоре обсуждать ход участия его членов в работе над основными общественно-значимыми проектами нормативных правовых актов и вырабатывать меры по повышению эффективности работы по данному направлению. 3. Общественному совету при Ростехнадзоре обеспечить участие его членов в работе по согласованию положений проектов нормативных правовых актов с органами государственной власти и заинтересованными организациями, а также при формировании Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2015 год.
V. Рассмотрение проекта изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101». (А.Н. Сорокин, А.С. Державец, М.И. Феодоритов)
Доклад начальника отдела Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Н. Сорокина «Рассмотрение проекта изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101» (прилагается).
Заслушав доклад начальника отдела Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Н. Сорокина «Рассмотрение проекта изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: При разработке данных изменений в ФНП соблюдены все требования по привлечению к этой работе как представителей науки и бизнес-сообщества, так и заинтересованных экспертных и общественных организаций. Их участие позволило сформировать данные изменения в ФНП в соответствии с современными требованиями и с учетом действующего законодательства (ФЗ-22 от 4 марта 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а также поручения Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики (протокол заседания от 25 февраля 2014 г. № 1)). Замечания и предложения, поступившие в адрес разработчиков данных изменений в ФНП, рассмотрены и учтены. С учетом изложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: Разработанный Ростехнадзором проект изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101» рассмотрен и согласован без замечаний. |