Протокол № 38 от 25.11.2014П Р О Т О К О Л
25 ноября 2014 г. г. Москва № 38
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
I. О ходе исполнения плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию коррупции, включая результаты общественного обсуждения, экспертного сопровождения и контроля за реализацией указанного плана. ____________________________________________________________________ (Козивкин В.В., Грачёв В.А., Зверев А.В., Алёшин А.В., Трембицкий А.В., Коротков В.А.)
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Козивкина «О ходе исполнения плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию коррупции, включая результаты общественного обсуждения, экспертного сопровождения и контроля за реализацией указанного плана» (прилагается).
Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Козивкина «О ходе исполнения плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию коррупции, включая результаты общественного обсуждения, экспертного сопровождения и контроля за реализацией указанного плана», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: В центральном аппарате деятельность по профилактике и противодействию коррупции осуществляется Управлением государственной службы и кадров, в составе которого с 2010 года создан и функционирует отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Во всех 29 территориальных органах Ростехнадзора и подведомственных ему организациях назначены должностные лица ответственные за работу по профилактике коррупционных правонарушений. В целом мероприятия предусмотренные Планом противодействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2015 годы (далее – План) выполняются в установленные им сроки. План направлен на выстраивание работы по профилактике коррупции и активизации деятельности инструментов для ее осуществления. Выполнение мероприятий, включенных в План, способствует профилактике и противодействию коррупционных правонарушений, что в свою очередь укрепляет дисциплину и ответственность государственных служащих, а также способствует сокращению случаев допущения государственными служащими Ростехнадзора нарушений норм федерального законодательства, устанавливающего правила, ограничения и запреты в их служебной деятельности. Вместе с тем, настоящим Планом предусмотрено существенное нововведение, это разработка и принятие Ростехнадзором нормативных актов, направленных на профилактику коррупции в подведомственных Ростехнадзору организациях, а также разработка и принятие ими нормативных актов в данном направлении. В рамках реализации указанных мероприятий, Ростехнадзором уже разработан и принят целый ряд нормативных актов, которые являются основными инструментами, направленными на предупреждение коррупционных проявлений в подведомственных организациях. А именно: Перечнем должностей определены лица, обязанные представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Сведения), Порядком представления Сведений определены правила представления вышеуказанных Сведений, а также ответственность за их не представление и представление заведомо ложных Сведений, Положением по проверке достоверности Сведений регламентируется проверка представленных Сведений. Нормативным актом Ростехнадзора установлен перечень должностных лиц подведомственных организаций, чьи Сведения подлежат обязательному размещению на официальном сайте Ростехнадзора. Одним из наиболее эффективных методов предупреждения и борьбы с коррупционными проявлениями в Ростехнадзоре, является объективная работа Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии), которые образованы как в ЦА, так и во всех ТО Ростехнадзора. Ростехнадзором проводится работа по подготовке нормативных актов, которые будут регламентировать создание аналогичных Комиссий в подведомственных организациях. В ходе анализа количественных показателей заседаний всех Комиссий Ростехнадзора установлено: в 2013 году всего проведено – 354 заседания, за 10 месяцев 2014 года – 264 заседания. В основном на заседаниях Комиссий рассматриваются обращения, касающиеся дачи согласия на замещение должности в коммерческой организации после увольнения с государственной службы, например в 2013 году дано 296 согласий, в 2014 году - 306. В целях повышения объективности принимаемых решений в состав Комиссий в качестве независимых экспертов включены члены общественных организаций, представители научных учреждений, а также представитель Аппарата Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения гражданам и организациям доступа к информации об антикоррупционной деятельности, проводимой Ростехнадзором, на официальном сайте Ростехнадзора и его территориальных органов ведется раздел «Противодействие коррупции», в котором отражается актуальная информация о мерах по профилактике коррупции, принимаемых в Ростехнадзоре. Кроме того, организована работа в том числе: телефона «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции; обеспечена возможность отправления обращения посредством обратной связи о фактах коррупции в Ростехнадзоре; размещена информация об организации «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Ростехнадзора; на сайте с 2013 года гражданам предоставлена возможность в режиме реального времени оценить работу по противодействию коррупции, проводимую в Ростехнадзоре, посредством «Онлайн-опроса». По результатам проводимого в режиме реального времени онлайн-опроса по оценке эффективности деятельности ответственных должностных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений в территориальных органах Ростехнадзора в целом по стране эффективность деятельности указанных должностных лиц признана удовлетворительной. В целях исключения случаев получения подарков, связанных с исполнением государственными служащими Ростехнадзора своих должностных обязанностей в качестве вознаграждения за коррупционные действия, Ростехнадзором утверждено положение о сдаче подарков, в центральном аппарате и во всех территориальных органах созданы комиссии по поступлению и выбытию подарков. В ноябре 2014 года проведен мониторинг исполнения установленного порядка сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей. По исполнению мероприятий, направленных на выявление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера, только в центральном аппарате Ростехнадзора проанализировано более 1500 Сведений за 2012-2013 годы государственных служащих (ЦА и руководящий состав ТО) с учетом членов их семей. По результатам проведенного анализа к 62 государственным служащим применены дисциплинарные взыскания (в виде замечание – 57, 4 выговора, 1 предупреждение о неполном должностном соответствии).
С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре
1. Общественный Совет отмечает положительную работу Ростехнадзора по реализации Плана противодействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2015 годы, проделанную в 2014 году. 2. Совместно с Управлением государственной службы и кадров провести совещание, на котором согласовать форму участия членов Общественного совета в выполнении мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в деятельности Ростехнадзора. 3. Привлекать к работе в аттестационной комиссии по назначению руководителей территориальных органов Ростехнадзора членов Общественного совета при Ростехнадзоре.
II. Особенности лицензирования деятельности ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами". (Поляков Ю.Д., Зверев А.В., Грачёв В.А., Кудрявцев Е.Г., Коротков В.А., Рылов М.И., Алёшин А.В.)
Доклад директора ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" Ю.Д. Полякова «Особенности лицензирования деятельности ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами"» и содоклад начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Е.Г. Кудрявцева (прилагаются).
Заслушав доклад Директора ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" Ю.Д. Полякова «Особенности лицензирования деятельности ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами"» и содоклад начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Е.Г. Кудрявцева, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает следующее: Существующая законодательная и нормативная база регулирования безопасности в области использования атомной энергии предусматривают процедуры, обеспечивающие всесторонний комплексный подход к обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности объектов использования атомной энергии для работников, населения и окружающей среды на всех этапах жизненного цикла указанных объектов – от размещения и сооружения до вывода из эксплуатации или закрытия (для пунктов захоронения радиоактивных отходов). В число обязательных процедур, сопровождающих создание и лицензирование объектов использования атомной энергии, входит государственная экологическая экспертиза, предусматривающая проведение органами местного самоуправления общественных слушаний – обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями). Положения Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст.11, включающие в число объектов экологической экспертизы материалы обоснования лицензий на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии обусловливают значительные временные затраты (подготовка материалов обоснования лицензии, организация и проведение общественных слушаний, проведение экспертизы) на каждом этапе жизненного цикла объекта. Существует возможность необоснованного блокирования общественностью по причинам, не связанным с обоснованием безопасности, деятельности ФГУП «НО РАО» по созданию, в частности, пунктов окончательной изоляции радиоактивных отходов, на этапе ввода в эксплуатацию, несмотря на принятые государственные решения, Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и изданные для его реализации подзаконные акты, предусматривающие создание в сжатые сроки Единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО), включающей систему пунктов захоронения РАО. Законодательством в области использования атомной энергии предусмотрена возможность выдачи совмещенной лицензии на право осуществления нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких объектов. Вместе с тем, при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Таким образом, лицензии выдаются в отношении видов деятельности и объектов, безопасность которых всесторонне обоснована. Проектом Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии предусмотрено, что для получения совмещенной лицензии соискатель такой лицензии представляет в Ростехнадзор соответствующие документы применительно к каждому виду деятельности и объектам, на которых или в отношении которых соискатель лицензии планирует осуществлять виды деятельности по совмещенной лицензии, что делает практически невозможной выдачу совмещенной лицензии на все этапы жизненного цикла объекта использования атомной энергии в связи с отсутствием всех требуемых материалов по обоснованию безопасности не построенного и не введенного в эксплуатацию объекта.
В этой связи Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Отметить положительную работу центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке проекта Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии. 2. Рекомендовать Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по регулированию безопасности атомных станций, исследовательских ядерных установок, ядерных энергетических установок и радиационно-опасных объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов (С.В. Кушнарев) совместно с ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (Ю.Д. Поляков) подготовить предложения по внесению изменений в законодательную и нормативную базы регулирования безопасности при использовании атомной энергии с целью оптимизации сроков и процедур лицензирования видов деятельности и объектов ФГУП «НО РАО» и процедур прохождения государственной экологической экспертизы. 3. Рекомендовать Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзору подготовить совместное обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения в федеральное законодательство и нормативно-правовые акты Минприроды России изменений, регулирующих вопросы государственной экологической экспертизы. 4. Поручить Президиуму Общественного совета при Ростехнадзоре разработать предложения по созданию в России Единой Государственной системы обращения с отходами на основе положительного опыта создания в России Единой Государственной системы обращения с РАО. 5. Общественному совету при Ростехнадзоре направить данное решение в Общественный совет Госкорпорации «Росатом».
III. Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления государственного энергетического надзора в ходе подготовки и проведения ОЗП в 2014-2015 гг. (Фролов Д.И., Грачёв В.А., Поливанов В.И., Коротков В.А.)
Доклад начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.И. Фролова «Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления государственного энергетического надзора в ходе подготовки и проведения ОЗП в 2014-2015 гг.» (прилагается).
Заслушав доклад начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.И. Фролова «Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления государственного энергетического надзора в ходе подготовки и проведения ОЗП в 2014-2015 гг.», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Управление государственного энергетического надзора совместно с территориальными органами Ростехнадзора принимали активное участие в работе комиссий по проверке готовности субъектов электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода 2014-2015 гг. В отношении вертикально-интегрированных компаний было проверено
- ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» филиал Западно-Сибирская ТЭЦ; - ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3». При проверке готовности субъектов электроэнергетики комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, паспорт готовности не получили 35 субъектов электроэнергетики. По итогам проверки готовности 1335 субъектов электроэнергетики Ростехнадзор вынужден был отразить в 59 актах свое особое мнение, в связи с выявленными нарушениями, которые могут послужить причиной аварийных ситуаций и привести к нарушению энергоснабжения социально значимых объектов и населения. В этом году была продолжена работа по проверке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в соответствии с требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденным приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103. По итогам проверок 12041 муниципального образования, подлежащего оценке готовности, получили паспорта готовности - 9359, не получили паспорта готовности 2682 муниципальных образований. С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. В целях обеспечения безаварийного прохождения максимума зимних нагрузок в следующем отопительном периоде подготовить обращение в адрес Правительства Российской Федерации о направлении поручения по проведению контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2015-2016 годов. 2. Продолжить работу по согласованию и внесению в Правительство Российской Федерации проекта дополнений (изменений) Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, в части наделения Ростехнадзора полномочиями по контролю (надзору) в сфере теплоснабжения.
IV. Обсуждение проекта плана совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год. (Грачёв В.А.)
Информация председателя Общественного совета при Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Обсуждение проекта плана совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год». Заслушав информацию председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Обсуждение проекта плана совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год», Общественный совет при Ростехнадзоре предлагает: Утвердить с учетом замечаний и предложений план совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год с последующим предоставлением его на утверждение руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. |