Протокол № 39 от 18.12.2014
П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета
при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
18 декабря 2014 г. г. Москва № 39
Место проведения:
ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1, г. Москва,
Конференц-зал
Председательствовал:
|
Алёшин Алексей Владиславович – Руководитель Ростехнадзора.
|
Присутствовали:
От Ростехнадзора:
|
Бакатин Александр Вадимович – заместитель руководителя;
Козивкин Владимир Владимирович – заместитель руководителя;
Радионова Светлана Геннадьевна – заместитель руководителя;
Трембицкий Александр Вячеславович – заместитель руководителя;
Ферапонтов Алексей Викторович – заместитель руководителя;
Ахильгов Мухажир Магометович – помощник руководителя;
Здориков Сергей Михайлович – помощник руководителя;
Непоседова Юлия Павловна – пресс-секретарь Ростехнадзора, помощник руководителя;
Дудкин Роман Евгеньевич – советник руководителя;
Ермак Геннадий Павлович – начальник Управления по надзору в угольной промышленности;
Жулина Светлана Анатольевна – начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса;
Крупчатников Борис Николаевич – начальник Управления специальной безопасности;
Мирошниченко Михаил Иванович – и.о. начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок; советник руководителя;
Селезнев Григорий Максимович – и.о. начальника Управления общепромышленного надзора;
Соколова Ирина Викторовна – начальник Управления международного сотрудничества и протокола;
Филатов Александр Павлович – начальник Управления горного надзора;
Фролов Дмитрий Иванович – начальник Управления государственного энергетического надзора;
Чернякова Татьяна Николаевна – начальник Управления государственной службы и кадров;
Яковлев Дмитрий Алексеевич – и.о. начальника Правового управления;
Воротилкин Андрей Александрович – врио начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;
Лавринович Андрей Альбертович – заместитель начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов;
Москаленко Марина Аркадьевна – сотрудник Пресс-службы Ростехнадзора;
Саульская Татьяна Дмитриевна – сотрудник Пресс-службы Ростехнадзора;
Ясинский Иван Степанович – заместитель начальника Управления общепромышленного надзора.
|
От Общественного совета:
|
Грачёв Владимир Александрович – председатель Общественного совета; председатель Комиссии по государственному строительному надзору; д.т.н., профессор, член-корр. РАН;
Опекунов Виктор Семенович – советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», координатор создания саморегулируемых организаций в атомной отрасли; Вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ); Заместитель председателя ОС РТН;
Державец Аврам Семенович – генеральный директор ЗАО «Взрывиспытания», д.т.н., профессор, председатель Комиссии Общественного совета по вопросам промышленной безопасности в области производства и применения взрывчатых веществ;
Дьяков Анатолий Федорович – президент Некоммерческого партнерства «Научно-технический совет Единой энергетической системы» (НП «НТС ЕЭС»); председатель Научного совета Российской академии наук по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики (НС РАН ПНББСЭ); президент Корпорации «ЕЭЭК» («Единый Электроэнергетический Комплекс»); член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор; председатель Комиссии по государственному энергетическому надзору;
Котельников Владимир Семенович – генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»; Председатель секции «Промышленная безопасность» Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ); д.т.н., профессор;
Председатель Комиссии по вопросам создания и развития систем саморегулируемых организаций;
Председатель Комиссии по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности;
Малышев Юрий Николаевич – президент Академии горных наук; Директор Государственного геологического музея им. Вернадского; президент некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», член-корр. РАН, д.т.н.;
председатель Комиссии по государственному горному и металлургическому надзору;
Махутов Николай Андреевич – председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ; главный научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (ИМАШ РАН); президент Научно-промышленного союза «Управление рисками, промышленная безопасность, контроль и мониторинг» (НПС «РИСКОМ»); профессор, член-корр. РАН, д.т.н.; председатель Комиссии Общественного совета по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами;
Ажгиревич Артем Иванович – первый заместитель исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России», к.т.н.;
Алешин Николай Павлович – президент НП «Национальное Агентство Контроля Сварки» (НП «НАКС»), академик РАН;
Виноградов Александр Витальевич – главный инженер Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Международной межправительственной организации «Объединенный институт ядерных исследований» (ОИЯИ)
Капелько Константин Васильевич – профессор НОУ ГПО Московского института энергобезопасности и энергосбережения; профессор кафедры электроснабжения Военной академии РВСН им. Петра Великого, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный энергетик;
Кловач Елена Владимировна – генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» (ЗАО НТЦ ПБ); д.т.н., профессор;
Кудинов Владислав Сергеевич – вице-президент СРО НП «Межрегиональная гильдия строителей»;
Липявко Дмитрий Юрьевич – член Генерального совета ООО «Деловая Россия», председатель совета директоров ООО «РОЗА МИРА Групп»;
Маркин Николай Петрович – член Президиума Национального объединения строителей, координатор Национального объединения строителей по г. Москве, член Совета Национального объединения энергоаудиторов, председателя Правления НП СРО «РусСтрой», «РусСтрой-проект», «РусСтрой-энергоэффективность»;
Павшук Владимир Александрович – директор отделения Института ядерных реакторов Федерального государственного учреждения Российский научный центр «Курчатовский институт»;
Печеркин Андрей Станиславович – генеральный директор НП «Группа компаний «Промышленная безопасность», д.т.н., профессор;
Полянчук Галина Владимировна – заместитель генерального директора – директор НТЦ ОАО «ГИАП», к.х.н.;
Таракановский Виктор Иванович – председатель Совета Союза старателей России; академик Горных наук, академик Международной Академии информатизации;
Хамаза Александр Александрович – директор ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности».
|
Приглашенные:
|
Балалаечников Андрей Владимирович – начальник отдела научно-технической информации ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»;
Белоусов Алексей Валерьевич – начальник отдела организации разработки документов ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»;
Дмитриев Юрий Михайлович – советник ВО «Безопасность»;
Егорова Марина Борисовна – директор Департамента по работе с ОГВ «Экоспас»;
Жабин Александр Николаевич – заместитель генерального директора НП «Национальное Агентство Контроля Сварки» (НП «НАКС»);
Киселев Валерий Николаевич – начальник отдела ВО «Безопасность»;
Кузнецова Елена Эгмонтовна – референт-методолог Департамента технического регулирования Госкорпорации «Росатом»;
Кураксин Владимир Вячеславович – главный специалист Управления лицензирования Департамента проектно-изыскательских работ, организации НИОКР и разрешительной деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом»;
Лукьянов Алексей Николаевич – фотограф ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»;
Никулин Александр Николаевич – заместитель генерального директора «Экоспас»;
Орловский Юрий Валентинович – генеральный директор СРО «Межрегиональная Ассоциация организаций по оценке соответствия «Русьэкспертлифт»;
Степанов Константин Николаевич – ведущий эксперт-референт Некоммерческого партнерства «Научно-технический совет Единой энергетической системы» (НП «НТС ЕЭС»);
Шарафутдинов Рашет Борисович – заместитель директора ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»;
Швец Владимир Антонович – управляющий делами Ассоциации строителей России;
Шестаков Вадим Юрьевич – оперативный помощник президента Некоммерческого партнерства «Научно-технический совет Единой энергетической системы» (НП «НТС ЕЭС»);
Будкин Александр Анатольевич – фотокорреспондент Журнала «Безопасность труда в промышленности»;
Пиляев Николай Алексеевич – заместитель главного редактора Журнала «Безопасность труда в промышленности», спецкорреспондент.
|
I. Вопросы дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования безопасности в области использования атомной энергии. Деятельность Ростехнадзора по выполнению рекомендаций повторной миссии МАГАТЭ.
____________________________________________________________________
(А.В. Ферапонтов, Н.А. Махутов, А.А. Хамаза)
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова «Вопросы дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования безопасности в области использования атомной энергии. Деятельность Ростехнадзора по выполнению рекомендаций повторной миссии МАГАТЭ» (прилагается).
Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова «Вопросы дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования безопасности в области использования атомной энергии. Деятельность Ростехнадзора по выполнению рекомендаций повторной миссии МАГАТЭ», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
В 2013 году работа экспертов МАГАТЭ по реализации рекомендаций и предложений миссии МАГАТЭ 2009 года определила новые рекомендации и предложения по совершенствованию его деятельности в целом, с учетом последствий аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи». А также были доведены рекомендации и предложения по результатам оценки регулирующей деятельности Ростехнадзора в области аварийной готовности и реагирования.
В интересах выполнения рекомендаций и предложений группы экспертов МАГАТЭ (2013 г.) был разработан новый проект Плана действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации рекомендаций и предложений пост-миссии Международного агентства по атомной энергии «Комплексная оценка регулирующей деятельности в Российской Федерации» в ноябре 2013 года (далее – План действий Ростехнадзора по результатам Пост-миссии МАГАТЭ). Реализация включенных в него мероприятий рассчитана до 2018 года. Отдельные из них выполнены. Подготовленный План действий Ростехнадзора по результатам Пост-миссии МАГАТЭ был представлен на Международном семинаре «Уроки, извлеченные из проведения Пост-миссий МАГАТЭ по оценке деятельности национальных органов регулирования», проведенном совместно Ростехнадзором и МАГАТЭ в Москве с 9 по 11 декабря 2014 г., и одобрен заместителем Генерального директора МАГАТЭ Денисом Флори (Denis Flori).
Так, в соответствии с подготовленным Планом действий Ростехнадзора по результатам Пост-миссии МАГАТЭ проделано следующее:
- разработано и утверждено руководство по безопасности РБ-094-14 «Минимизация радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках АЭС разных типов. Методика оптимизации мер по защите населения и территорий»;
- постановлением Правительства РФ Ростехнадзор определен уполномоченным органом по осуществлению международного сотрудничества по вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях в странах, сооружающих или планирующих сооружение объектов использования атомной энергии по российским проектам;
- Ростехнадзором подписано Соглашение с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» об осуществлении информационного обмена при решении задач ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах использования атомной энергии;
- опубликовано на сайте Ростехнадзора Заявление о политике Ростехнадзора в области качества государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- утверждено Положение о системе менеджмента качества Ростехнадзора в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Ростехнадзором размещен в открытом доступе на сайте официальный Отчет Пост-миссии МАГАТЭ, что способствует реализации государственной политики открытости и прозрачности деятельности в сфере государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Отметить положительную работу Ростехнадзора и ФБУ «НТЦ ЯРБ» по выполнению рекомендаций и предложений, сделанных предыдущей миссией МАГАТЭ (2009 г.) и Пост-миссией МАГАТЭ (2013 г) по обеспечению эффективного регулирования ядерной и радиационной безопасности.
2. Рекомендовать Ростехнадзору ускорить работу по рассмотрению и утверждению подготовленного Плана действий Ростехнадзора по результатам Пост-миссии МАГАТЭ.
3. Регулярно информировать Общественный совет при Ростехнадзоре
о реализации Плана действий Ростехнадзора по результатам Пост-миссии МАГАТЭ в 2015-2018 годах.
II. О проекте плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора
на 2015 год.
(Д.А. Яковлев, А.В. Алёшин, Ю.Н. Малышев, Н.А. Махутов, В.С. Опекунов, А.С. Державец, А.А. Хамаза,
С.Г. Радионова, А.Ф. Дьяков)
Доклад и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2015 год» (прилагается).
Заслушав доклад и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2015 год» (далее – проект плана), Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Проект плана подготовлен с учетом необходимости решения следующих основных задач:
1) формирование инструментов дистанционного контроля соблюдения обязательных требований и уровня безопасности;
2) оптимизация государственного регулирования экспертизы промышленной безопасности;
3) совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики;
4) корректировка обязательных требований с учетом развития технологий, выводов по итогам расследования аварий, анализа правоприменительной практики;
5) нормативная регламентация и оптимизация исполнения отдельных функций Службы.
В этих целях проектом плана предусмотрена разработка проектов 3 федеральных законов, 4 постановлений Правительства Российской Федерации, 4 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, 2 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 8 иных ведомственных нормативных актов.
Кроме того, в течение 2015 года необходимо обеспечить сопровождение прохождения проектов актов, подготовленных в 2014 году, включая проекты федеральных законов, предусматривающих:
1) совершенствование механизмов контроля деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) дифференциацию федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений по их классам;
3) нормативное определение государственного надзора в сфере теплоснабжения.
При разработке указанных проектов необходимо обеспечить непосредственное участие членов Общественного совета, что требует организации тесного их взаимодействия с отраслевыми управлениями центрального аппарата и Правовым управлением Ростехнадзора.
Отмечая высокое значение совместной работы сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора и членов Общественного совета в повышении качества подготавливаемых проектов нормативных правовых актов, Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить проект плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2015 год.
2. До 1 февраля 2015 года Президиуму Общественного совета определить состав рабочих групп из числа членов соответствующих комиссий для организации взаимодействия с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора в интересах разработки проектов нормативных правовых актов.
3. Президиуму Общественного совета регулярно выносить на обсуждение вопросы участия членов Общественного совета в аналитической и разъяснительной работе в органах законодательной и исполнительной власти, профессиональных и общественных объединениях в интересах подготовки и обобщения предложений для учета в нормотворческой деятельности Ростехнадзора.
4. В течение 2015 года Президиуму Общественного совета при Ростехнадзоре обобщать и направлять в Правовое управление Ростехнадзора предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности Службы.
5. Провести оценку соответствия плана разработанных нормативных документов 2015 г. документам стратегического планирования по ФЗ № 172 от 28.06.2014 г.
6. Рекомендовать Правовому управлению Ростехнадзора включить в IV раздел плана «Разработка проектов федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» отраслевое управление Ростехнадзора в качестве ответственного за разработку проектов нормативных правовых актов
7. Общественному совету обратиться в соответствующие органы с просьбой о включении в законодательные акты полномочий Ростехнадзора как контролирующего органа в области дистанционного мониторинга и его инструментального обеспечения.
III. О ходе и эффективности общественного обсуждения и экспертного сопровождения плана деятельности Ростехнадзора на период
до 2018 года.
(Д.А. Яковлев)
Доклад и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О ходе и эффективности общественного обсуждения и экспертного сопровождения плана деятельности Ростехнадзора на период до 2018 года» (прилагается).
Заслушав сообщение и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О ходе и эффективности общественного обсуждения и экспертного сопровождения плана деятельности Ростехнадзора на период до 2018 года», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
В соответствии с Планом деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2018 годы (далее – План деятельности) были выполнены ключевые события, запланированные на 2014 год.
В целях дальнейшей реализации указанного Плана деятельности и выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» необходимо обеспечить выполнение мероприятий, запланированных на 2015 год.
Большое значение в выполнении мероприятий Плана деятельности имела реализация Программы мероприятий общественного обсуждения и экспертного сопровождения данного Плана в 2014 году, в целях достижения положительного результата во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № ВС-П17-4059 о внедрении принципов и механизмов системы «Открытое правительство».
В результате проделанной работы в рамках внедрения системы «Открытое правительство» Ростехнадзор занимает первое место по техническому рейтингу открытых данных (максимальная оценка) и экспертному рейтингу открытых данных (максимальная оценка).
Также среди рейтинга федеральных органов исполнительной власти занимает середину: по формату работы с референтными группами − 10 место (из 52 возможных), по результатам самообследования − 117 баллов
(из 300 возможных), по результатам рейтинга справочных − 39 место
(из 62 возможных).
Для продолжения положительной практики работы в данном направлении нужно обеспечить выполнение Программы мероприятий общественного обсуждения и экспертного сопровождения данного Плана на 2015 год, что позволит всесторонне реализовать План деятельности, а также надлежащее исполнение раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 21.
Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Одобрить работу, проведенную Ростехнадзором в 2014 году по выполнению Плана деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2018 годы.
2. Одобрить выполнение Программы общественного обсуждения и экспертного сопровождения Плана деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году.
3. Разработать и обеспечить выполнение мероприятий Программы общественного обсуждения и экспертного сопровождения Плана деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2015 год.
IV. О ходе исполнения ведомственных планов по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р.
(Д.А. Яковлев)
Доклад и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О ходе исполнения ведомственных планов по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р» (прилагается).
Заслушав сообщение и.о. начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О ходе исполнения ведомственных планов по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
В соответствии с Ведомственным планом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом "горизонта планирования" до 2018 года
(далее – Ведомственный план) были выполнены мероприятия, запланированные на 2014 год и достигнут ожидаемый результат.
В целях дальнейшего выполнения мероприятий Ведомственного плана необходимо обеспечить выполнение мероприятий, запланированных на 2015 год.
Необходимо обеспечить выполнение мероприятий данного Ведомственного плана на 2015 год для надлежащей реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р.
В 2014 году была создана рабочая группа по организации работы по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство», которой была проделана следующая работа:
- проведены совещания, на которых четко и поэтапно проговариваются все нюансы предстоящей работы, определяется четкая стратегия работы на основе поступающих предложений коллег;
- создан специальный раздел на сайте «Открытый Ростехнадзор»;
- проведен первый среди федеральных органов исполнительной власти обучающий семинар с сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора и представителями Правительства Российской Федерации. Тема семинара: «Внедрение принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в Ростехнадзоре и его территориальных органах;
- проведена видеоконференция с участием руководителя Ростехнадзора А.В. Алёшиным;
- подготовлен и утвержден Ведомственный план по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти
на 2014 - 2018 годы;
- ведется постоянная работа по реализации положений Ведомственного плана;
- определен перечень референтных групп (перечень регулярно пополняется);
- подготовлен и утвержден перечень основных общественно-значимых проектов нормативно-правовых актов;
- подготовлена и утверждена публичная декларация целей и задач Ростехнадзора на 2014 год;
- размещены материалы по визуализации государственных программ Российской Федерации, в рамках которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- на сайте Ростехнадзора было размещено обращение руководителя Ростехнадзора А.В. Алёшина с пояснениями к разделу «Открытый Ростехнадзор»;
- подготовлен и утвержден график вопросов, рассмотрение которых запланировано на заседаниях Общественного совета при Ростехнадзоре
в 2014 году.
Информация о проделанной работе Ростехнадзора (рабочей группы) ежемесячно направляется в Правительство Российской Федерации.
В результате проделанной работы Ростехнадзор занимает первое место по техническому рейтингу открытых данных (максимальная оценка) и экспертному рейтингу открытых данных (максимальная оценка).
Также среди рейтинга федеральных органов исполнительной власти Ростехнадзор занимает середину: по формату работы с референтными группами − 10 место (из 52 возможных), по результатам самообследования − 117 баллов (из 300 возможных), по результатам рейтинга справочных – 39 место (из 62 возможных).
Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Одобрить работу, проведенную Ростехнадзором в 2014 году по выполнению Ведомственного плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом "горизонта планирования" до 2018 года.
2. Обеспечить выполнение мероприятий Ведомственного плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом "горизонта планирования" до 2018 года в 2015 году.
V. Участие Ростехнадзора в реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
(Г.М. Селезнев, А.С. Державец, А.Н. Махутов,
В.С. Котельников, Е.В. Кловач)
Доклад начальника отдела Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Н. Сорокина «Рассмотрение проекта изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101» (прилагается).
Заслушав доклад и.о. начальника Управления общепромышленного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.М. Селезнева «Участие Ростехнадзора в реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Деятельность Управления при участии членов Общественного совета обеспечила решение задач, возложенных на Ростехнадзор на международном и межведомственном уровне:
- реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;
- соблюдение законодательства Российской Федерации в рамках Федерального закона от 5 ноября 1997 года № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», Федерального закона от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»;
- соблюдение международных обязательств Российской Федерации в рамках Конвенции от 13 января 1993 года «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
Управление общепромышленного надзора организовало и координировало контрольно-надзорную деятельность за объектами уничтожения химического оружия, объектами безопасного хранения реакционных масс в пос. Горный, Саратовская область и г. Камбарка, Удмуртская Республика и за объектами их инфраструктуры в г. Щучье, Курганской области, г. Почеп, Брянской области, пос. Марадыковский Кировской области, пос. Кизнер, Удмуртской Республики, пос. Леонидовка, Пензенской области.
По состоянию на 1 декабря 2014 года на поднадзорных объектах уничтожения химического оружия уничтожено 33763,68 т боевых отравляющих веществ, что составляет 84,5 % от имеющихся запасов химического оружия.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2 Приложения 2, объекты по хранению и уничтожению химического оружия отнесены к I классу опасности, Управление уделяло особое внимание вопросам организации и осуществления постоянного государственного надзора на объектах по хранению и уничтожению химического оружия.
Как главный итог работы: в 2014 году случаев аварийности и травматизма со смертельным исходом на объектах по уничтожению химического оружия не зарегистрировано.
В этом году Управлением общепромышленного надзора рассматривалась представленная Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Концепция разработки Системы управления промышленной безопасности опасных производственных объектов (СУПБ), замечания и предложения учтены в утвержденной СУПБ.
Управление общепромышленного надзора регулярно готовит материалы к заседаниям Государственной комиссии по химическому разоружению, а его представители принимали участие в совещаниях различного уровня по вопросам безопасной эксплуатации объектов УХО.
В этом году реализовывался приказ Ростехнадзора № 186 от 31.03.2008 г. «Об утверждении и введении в действие общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», о мониторинге состояния противоаварийной защищенности опасных производственных объектов УХО. Его результаты оказали положительное воздействие на организацию безопасности на объектах.
Объекты по хранению и уничтожению химического оружия в достаточной мере защищены, их охрану и оборону осуществляют как подразделения войсковых частей, так и специализированные охранные организации.
Необходимо отметить, что в процессе реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» Ростехнадзор принимал непосредственное участие при контроле строительства и ввода в строй объектов социальной инфраструктуры регионов, где хранится и уничтожается химическое оружие, на которую выделялось до 10 % средств.
В целом принимаемые Ростехнадзором меры по контролю соблюдения условий безопасности с устранением нарушений, выявленных при проверках, позволили существенно минимизировать угрозы аварий и несчастных случаев персонала на объектах уничтожения химического оружия, и обеспечить выполнение программных мероприятий в целях выполнения Российской Федерацией международных обязательств по уничтожению химического оружия, с поэтапным выводом пусковых комплексов на проектные режимы эксплуатации производственно-технических мощностей.
С учетом изложенного, Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:
1. Отметить положительный опыт работы Управления общепромышленного надзора, направленный на обеспечение промышленной безопасности при реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
2. Комиссии Общественного совета по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами совместно с Управлением общепромышленного надзора обсудить предложения по реализации наиболее важных вопросов по промышленной безопасности при решении задач на завершающем этапе реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», которые предстоит реализовать в 2015 году.
3. В связи с изменением законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности Управлению общепромышленного надзора в предстоящем году совместно с Комиссией Общественного совета по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами выработать предложения для Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия по оформлению единой лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
4. Управлению общепромышленного надзора (Г.М. Селезнев) проинформировать Общественный совет при Ростехнадзоре о ходе реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» за 2015 год и об исполнении решений настоящего заседания в ноябре 2015 года.
VI. Некоторые выводы из практики работы по повышению уровня проведения экспертизы промышленной безопасности. Совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
(В.С. Котельников)
Доклад председателя Комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» В.С. Котельникова «Некоторые выводы из практики работы по повышению уровня проведения экспертизы промышленной безопасности. Совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в области проведения экспертизы промышленной безопасности» (прилагается).
Заслушав сообщение председателя Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности В.С. Котельникова «Некоторые выводы из практики работы по повышению уровня проведения экспертизы промышленной безопасности. Совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в области проведения экспертизы промышленной безопасности», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Проводимая Комиссией Общественного Совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности работа по выработке предложений, направленных на повышение уровня проведения экспертизы промышленной безопасности, позволяет рассматривать пути и направления решения задач в данной области. Очень важно, что при этом учитывается мнение научной общественности, профессиональных объединений экспертов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Основными направления повышения уровня проведения экспертизы промышленной безопасности на современном этапе являются:
- создание нормативно отрегулированной системы аттестации экспертов;
- совершенствование лицензионных процедур и требований в отношении экспертных организаций;
- разработка нормативно-методической базы экспертизы, учитывающей отраслевую специфику объектов экспертизы.
Необходимость серьезного реформирования системы экспертизы промышленной безопасности, направленного на повышение качества экспертиз и уровня безопасности промышленных объектов, требует активного участия членов Общественного совета в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
Общественный совет при Ростехнадзоре решил:
1. Одобрить совместную работу центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета по совершенствованию нормативно-правового регулирования экспертизы промышленной безопасности.
2. Членам Общественного совета принять активное участие в разработке, обсуждении и общественной экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
3. Поддержать принятый Государственной Думой в третьем чтении проект федерального закона № 391791-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, устанавливающей Правительством Российской Федерации порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
Поручить Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации принятого Государственной Думой в третьем чтении проекта федерального закона № 391791-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления порядка проведения аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
4. Регулярно заслушивать информацию членов Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности по их участию в повышении уровня проведения экспертизы промышленной безопасности.
|