Протокол № 42 от 20.05.2015П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
20 мая 2015 г. г. Москва № 42
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
I. Об участии в подготовке и проведении Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» 1-2 октября 2015 г. (В.А. Грачев, А.В. Алёшин, А.В. Зверев, Н.Г. Кутьин)
Доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Об участии в подготовке и проведении Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» 1-2 октября 2015 г.» (прилагается).
Заслушав доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Об участии в подготовке и проведении Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» 1-2 октября 2015 г.», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Руководство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддержало инициативу Общественного совета при Ростехнадзоре, Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, Российской экологической академии и Научно-исследовательского института проблем экологии о проведении 1-2 октября с.г. Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» и выразило желание принять непосредственное участие в его успешном проведении. Первый Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» проводится с целью повышения эффективности системы промышленной безопасности в нефтегазовой, химической, горной, угольной отраслях, строительного надзора, безопасности при использовании атомной энергии и повышения открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере. Форум призван улучшить межведомственное взаимодействие в данных вопросах, а также повысить информированность и ответственность предприятий и организаций, производственная деятельность которых подлежит регулированию и контролю со стороны государства. Понимая всю сложность взаимоотношений государства, бизнеса и общества, впервые в рамках работы форума-диалога будет сделана попытка к построению работоспособного механизма их взаимодействия на основе создания такой системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, при которой возможна реализация принципов взаимной ответственности. Участие представителей науки, профессиональных сообществ и СРО в качестве заинтересованных сторон необходимо для улучшения взаимодействия между государством и бизнесом и повышения эффективности общественного контроля за выполнением государством своих функций регулирования и надзора и повышения социальной ответственности бизнеса в области промышленной и экологической безопасности. Именно по этой причине выбран формат форума-диалога как доказавший свою эффективность способ повышения взаимного доверия и достижения баланса интересов государства, бизнеса и общества при решении сложных общественно значимых вопросов. К участию в мероприятии приглашаются представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и их подведомственных организаций и территориальных органов; представители крупных промышленных корпораций: Госкорпорации «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «СУЭК» и других предприятий, представители общественных институтов: Общественной палаты РФ, Общественных советов при Минприроды России, Ростехнадзоре, Минпромторге, Госкорпорации «Росатом» и при других органах исполнительной власти, референтных профессиональных сообществ, СМИ и других заинтересованных организаций. В рамках Форума-диалога состоятся пленарное заседание «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», пресс-конференция, круглые столы, посвященные актуальным задачам промышленной безопасности в сфере энергетики, в области безопасности нефтегазовой и химической промышленности, обеспечения безопасности при строительстве, безопасности горной и угольной промышленности, заключительное пленарное заседание, в рамках которого будут подведены итоги работы круглых столов. В связи с этим члены Общественного совета должны совместно с заинтересованными ведомствами и организациями принять активное участие в разработке документов по подготовке и проведению Форума-диалога. Личным участием способствовать эффективной и результативной его работе. С учетом вышеизложенного Общественный совет р е ш и л: 1. Общественный совет при Ростехнадзоре поддерживает инициативу Ростехнадзора, Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, Российской экологической академии и Научно-исследовательского института проблем экологии о проведении Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» и примет активное участие в подготовке и проведении его. 2. До 20 июня с.г. председателям комиссий, членам Общественного совета подготовить предложения по их участию в планировании и организации мероприятий по подготовке и проведению Форума-диалога. Данные предложения обсудить на Президиуме Совета и представить руководству службы. 3. Обсудить предложения по темам, направлениям, докладам, выступлениям членов Совета на предстоящем Форуме-диалоге. Оказать содействие докладчикам (выступающим) в подготовке содержательных и актуальных материалов. 4. Выступить с предложениями к организаторам Форума-диалога о включении в список его участников представителей общественных советов при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и Росстандарте, Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и ООО «Союз Машиностроителей России», и других. 5. При формировании повестки круглых столов, планируемых для проведения в ходе Форума-диалога, рассмотреть возможность обсуждения следующих тем: - общее машиностроение и электронное машиностроение; - дистанционный мониторинг; - антитеррористическая защита предприятий. 6. Согласовать с центральным аппаратом Ростехнадзора предложения по конкретному участию членов Совета в мероприятиях по подготовке и проведению Форума-диалога с заинтересованными ведомствами, общественными структурами. 7. Принять активное участие в разъяснении значения проведения Форума-диалога для совершенствования взаимодействия государства, бизнеса и общества в интересах обеспечения необходимого уровня промышленной безопасности. Обобщать и своевременно информировать организаторов Форума о предложениях и мерах, способствующих эффективному его проведению.
II. Выборы заместителем председателя Общественного совета при Ростехнадзоре Алешина Н.П., президента НП «Национальное Агентство Контроля Сварки», председателя Экспертного совета Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», академика РАН. (В.А. Грачев)
Сообщение председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Выборы заместителем председателя Общественного совета при Ростехнадзоре Алешина Н.П., президента НП «Национальное Агентство Контроля Сварки», председателя Экспертного совета Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», академика РАН».
Заслушав сообщение председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «Выборы заместителем председателя Общественного совета при Ростехнадзоре Алешина Н.П., президента НП «Национальное Агентство Контроля Сварки», председателя Экспертного совета Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», академика РАН», Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Избрать заместителем председателя Общественного совета при Ростехнадзоре члена Совета Алешина Николая Павловича - президента НП «Национальное Агентство Контроля Сварки», председателя Экспертного совета Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», академика РАН.
III. Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015 гг. (А.А. Антюхов, А.В. Алёшин, А.В. Зверев, Н.Г. Кутьин, С.Г. Радионова, Р.М. Гатауллин, В.И. Поливанов, В.В. Никольский, А.В. Чегодаев)
Доклад заместителя начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.А. Антюхова «Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015 гг.» (прилагается).
Заслушав доклад заместителя начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.А. Антюхова «Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015 гг.», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Управление государственного энергетического надзора совместно с территориальными органами Ростехнадзора осуществляли контроль прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2014 - 2015 годов. По результатам контроля территориальные органы Ростехнадзора провели обследования 86 объектов энергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, 175 объектов, осуществляющих передачу электрической энергии, 2117 отопительных и отопительно-производственных котельных, 99 теплосетевых и 584 теплоснабжающих организаций. В ходе проведенных проверок за отчетный период было выявлено более 6 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности 358 физических и 204 юридических лица. В связи с неудовлетворительным состоянием безопасности энергоустановок в электро - и теплоснабжающих организациях территориальными органами Ростехнадзора направлены письма в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации ‒ 14, органов прокуратуры ‒ 11, губернаторов субъектов Российской Федерации ‒ 10, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ‒ 14, а также органов местного самоуправления ‒ 39. С начала отопительного сезона произошли серьезные аварии на Томской ГРЭС-2 ОАО «ТГК-11», Барнаульской ТЭЦ-2 ОАО «Барнаульская генерация», Сургутской ГРЭС-2. В целом по итогам осенне-зимнего периода в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель аварий, которые расследовал Ростехнадзор, снизился на 27%. В отношении электросетевых компаний снижение показателей составило по линии Ростехнадзора 26%. С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Одобрить работу Ростехнадзора по контролю хода прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2014 - 2015 годов. 2. В целях своевременной организации работ по контролю хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов членам Общественного совета принять участие в подготовке центральным аппаратом Ростехнадзора соответствующего обращения в адрес Правительства Российской Федерации. 3. Рекомендовать Управлению государственного энергетического надзора на регулярной основе информировать органы государственной власти о состоянии подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период для принятия последующих решений. По итогам отопительного сезона информировать энергокомпании о состоянии аварийности и их причинах. 4. Общественному совету при Ростехнадзоре совместно с Управлением государственного энергетического надзора внести предложение в Открытое правительство о наделении Ростехнадзора полномочиями по контролю и надзору хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период и его прохождения. 5. Членам Общественного совета принимать участие в разработке нормативных правовых актов по осуществлению контроля и надзора в интересах обеспечения безаварийного прохождения предстоящего отопительного периода 2015-2016 годов.
IV. Разработка механизмов реализации полномочий Ростехнадзора по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) и методики комплексного подхода по осуществлению государственного надзора в области промышленной безопасности и технического регулирования. (В.В. Чернышев, С.Г. Радионова, В.А. Грачев, Н.Г. Кутьин, Г.М. Селезнев, В.И. Поливанов, Л.Г. Пауль)
Доклад заместителя начальника Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Чернышева «Разработка механизмов реализации полномочий Ростехнадзора по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) и методики комплексного подхода по осуществлению государственного надзора в области промышленной безопасности и технического регулирования» (прилагается).
Заслушав доклад заместителя начальника Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Чернышева «Разработка механизмов реализации полномочий Ростехнадзора по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) и методики комплексного подхода по осуществлению государственного надзора в области промышленной безопасности и технического регулирования», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее ‒ ТР ТС 032/2013) по настоящее время Ростехнадзором проведены мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований ТР ТС 032/2013, в том числе приняты меры по приостановлению деклараций, привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения требований в области технического регулирования. При этом осуществлялось взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти. Учитывая новизну для Ростехнадзора в осуществлении данного вида надзора, основные мероприятия проводились и все решения принимались Центральным аппаратом Ростехнадзора. Опыт реализации полномочий по надзору за ТР ТС 032/2013 показал возможность комплексного подхода при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности и технического регулирования. Несмотря на большую проводимую Ростехнадзором работу по разъяснению требований технического регулирования, выявлены проблемы при реализации полномочий, связанные с неоднозначностью отдельных положений ТР ТС 032/2013, недостаточностью методического материала по осуществлению надзора за соблюдением ТР ТС 032/2013, приводящие к снижению инициативности территориальных органов Ростехнадзора и неготовности их к принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях. С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Одобрить проведенную работу Ростехнадзором в 2014 году по изучению опыта применения ТР ТС 032/2013, разъяснению требований ТР ТС 032/2013 и подготовке предложений о внесении изменений в ТР ТС 032/2013. Принять участие в продолжении работ по данному направлению с учетом проведения семинаров, конференций, а также при рассмотрении обращений граждан и организаций. 2. С целью совершенствования государственного надзора за соблюдением требований ТР ТС 032/2013 необходима разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок и последовательность административных процедур по реализации государственной функции по надзору за ТР ТС 032/2013 – Административного регламента. До 15 июня с.г. членам Совета подготовить предложения в проект данного документа и направить их в Управление государственного строительного надзора. 3. Учитывая новизну и сложность надзорных мероприятий, членам Общественного совета принять участие: в выработке рекомендаций в рамках проведения НИР; в обобщении накопленного опыта и определении последовательности процедур осуществления надзорной деятельности за соблюдением требований ТР ТС 032/2013 и концепции Административного регламента исполнения Ростехнадзора государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований ТР ТС 032/2013, основываясь на принципах открытости и соблюдения прав поднадзорных организаций и потребителей продукции. 4. При создании в рамках секции № 4 Научно-технического совета Ростехнадзора рабочей группы предложить кандидатуры членов Совета для их включения в нее, а также представителей заинтересованных организаций (проектировщиков, изготовителей, органов о сертификации и испытательных лабораторий) по рассмотрению текущих результатов опыта применения ТР ТС 032/2013 и выработки методических рекомендаций по его исполнению с учетом возникающих проблемных вопросов. 5. Принять участие в разработке программного продукта, позволяющего облегчить определение категории оборудования, с целью проверки правильности принятых органами по сертификации решений при проведении работ по подтверждению соответствия. 6. Предложить руководству Ростехнадзора провести обсуждение с органами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики возможности разработки нормативных правовых актов или внесения изменений в ТР ТС 032/2013, устанавливающих процедуру оценки соответствия для особо уникальных случаев и сложных систем технологического оборудования, окончательная сборка которых осуществляется на месте их применения без перемещения за пределы конкретного государства.
V. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (в части дифференциации режима государственного надзора). (В.И. Пименов, А.В. Зверев)
Доклад начальника отдела по надзору за гидроэлектростанциями и гидротехническими сооружениями Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.И. Пименова «О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части дифференциации режима государственного надзора)» (прилагается).
Заслушав доклад начальника отдела по надзору за гидроэлектростанциями и гидротехническими сооружениями Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.И. Пименова «О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части дифференциации режима государственного надзора)», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: В целях совершенствования законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», направленный на дифференциацию федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений по классам. Принятие законопроекта позволит: 1) качественно повысить эффективность государственного регулирования в области безопасности ГТС за счет внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; 2) создать действенные стимулы для модернизации национальной экономики и, одновременно, надежному управлению технологическими рисками при эксплуатации ГТС; 3) устранить избыточные административные барьеры при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности в области безопасности ГТС. С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Одобрить работу Ростехнадзора по вопросу совершенствования законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. 2. Продолжить работу по согласованию и внесению в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (в части дифференциации режима государственного надзора»). |