Протокол № 43 от 24.06.2015П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
24 июня 2015 г. г. Москва № 43
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
I. Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе. (Н.А. Махутов)
Доклад председателя комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, заместителя председателя секции НТС Ростехнадзора, председателя Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, профессора, член-корр. РАН, д.т.н. Н.А. Махутова «Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе» (прилагается). Заслушав доклад председателя комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, заместителя председателя секции НТС Ростехнадзора, председателя Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, профессора, член-корр. РАН, д.т.н. Н.А. Махутова «Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Принятые в 2013 - 2015 годах Федеральные законы о стратегическом планировании в Российской Федерации, о промышленной политике, а также внесенные изменения в законодательные акты о промышленной безопасности и соответствующие документы Правительства и постановления Ростехнадзора направлены на углубленный анализ снижения рисков отказов, аварий и катастроф. Одним из новых важных положений правовой и нормативной базы стало категорирование объектов по степени их опасности – это коснулось высокорисковых объектов промышленности, транспорта, гидротехнических сооружений. В качестве базовых критериев потенциальной опасности промышленных объектов стали количество (валовое или объемное) опасных веществ и сочетание давлений и температур рабочего тела в процессе технологических операций, хранения и транспортировки. По таким критериям нефтегазовый комплекс страны и его объекты I и II классов опасности создают существенные риски. За 15 лет действия Федерального закона ФЗ-116 в нефтегазовом комплексе разработана, непрерывно совершенствуется и активно используется нормативная база в сфере экспертизы промышленной безопасности. При этом в самое последнее время с повышением класса опасности объектов повышается уровень требований и ответственности экспертов и экспертных организаций, а также степени государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью. Такой подход находит отражение в соответствующих документах Правительства и Ростехнадзора в 2015 году. Вместе с тем, наряду с правовым и нормативным направлением реальное влияние на уровень промышленной безопасности объектов I и II классов опасности в нефтегазовом комплексе будет оказывать переход на новые методические, технические, системные, аппаратные и кадровые решения в сфере диагностики состояний и мониторинга рисков для критически важных компонентов и оборудования этих объектов. Федеральный закон №172 от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принципиально по-новому ставит вопрос об одновременном достижении двух стратегических приоритетов – устойчивом социально-экономическом развитии и повышении национальной безопасности. Для нефтегазового комплекса реализация этих приоритетов возможна на базе обоснованного использования критериев двух основных рисков – индивидуальных и социальных рисков гибели людей и потери здоровья и интегральных экономических рисков в сложной социально-природно-техногенной системе с расширением сферы всего законодательства по безопасности. Российская академия наук, МЧС России, Ростехнадзор при координирующей роли Совета Безопасности разрабатывают единую систему определяющих уравнений и их параметров для количественного определения указанных рисков и достижения функционирования нефтегазового комплекса в зоне приемлемых рисков. Эта стратегическая задача будет решаться через разработку, регламентацию, нормирование и надзор за комплексом важнейших параметров работоспособности объектов I и II классов опасности как в традиционной последовательности «прочность Целью такой непрерывной диагностики становится переход в сфере промышленной безопасности к мониторингу рисков с построением пространственных диаграмм предельных и приемлемых состояний. При таком переходе в диагностике состояний и мониторинга рисков становится крайне актуальным применение многопараметрических методов и систем оценки определяющих характеристик состояний и рисков, регламентация стадий их оценки для всего жизненного цикла. Накопленный отечественный и зарубежный опыт в этом направлении отражен в многотомной серии «Безопасность России», а также в нормативной базе передовых отраслей техники (атомной, авиационной, ракетно-космической). С учетом вышеизложенного Общественный совет р е ш и л: 1. Комиссиям Общественного совета совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора до конца 2015 года подготовить и обобщить предложения по формированию документов стратегического планирования в области диагностики состояния, мониторинга рисков в соответствии с федеральными законами о стратегическом планировании и промышленной безопасности. 2. Рекомендовать руководству Ростехнадзора включить в оперативный план НИР научную, информационную и методическую поддержку разработки межотраслевых и отраслевых документов стратегического планирования в области промышленной безопасности с акцентом на переход к расчетно-экспериментальному определению формирующихся во времени фактических, приемлемых и критических интегральных рисков аварий и катастроф. 3. Рекомендовать руководству Ростехнадзора, Комиссиям Общественного совета по согласованию с Редакционным советом многотомной серии «Безопасность России» в 2015 году провести подготовку материалов для нового тома по промышленной безопасности с его изданием в 2016 году.
II. Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов. ____________________________________________________________________ (К.А. Давыдов)
Доклад начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.А. Давыдова «Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов» (прилагается).
Заслушав доклад начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.А. Давыдова «Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Во исполнение решений, принятых на заседании Коллегии Ростехнадзора «Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году и задачах на 2015 год», состоявшейся 19 февраля 2015 года, Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора подготовлен проект Методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора (далее – Методика). Проект Методики определяет основные критерии для оценки эффективности и результативности деятельности по контролю (надзору), осуществляемой территориальными органами Ростехнадзора, процедуры расчета показателей результативности и их сопоставление. Проект Методики прошел процедуру согласования с основными отраслевыми управлениями центрального аппарата Ростехнадзора. Подготавливаемый на основе Методики рейтинг результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора рассчитывается по данным ведомственной статистической отчетности территориальных органов Ростехнадзора, при этом подготовки и сбора дополнительной отчетной информации от территориальных органов не требуется. Оценка результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора проводится отдельно по каждому виду (направлению) надзорной деятельности, в том числе по результатам осуществления территориальным органом следующих видов надзора: федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; федерального государственного энергетического надзора; федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; федерального государственного строительного надзора (с учетом показателей осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства); федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (в части оценки деятельности межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора). На основе показателей по отдельным видам (направлениям) надзорной деятельности формируется сводный рейтинг территориальных органов Ростехнадзора по показателям результативности контрольно-надзорной деятельности за отчетный период, который сравнивается с показателями за аналогичный период прошлого года. Данные сводного рейтинга территориальных органов Ростехнадзора учитываются при подведении итогов работы Ростехнадзора за полугодие и год, в том числе при проведении коллегий Ростехнадзора. В целях повышения эффективности работы территориальных органов Ростехнадзора по итогам составления рейтинга раз в полугодие подготавливаются проекты приказов Ростехнадзора о поощрении территориальных органов, занявших наивысшие места в рейтинге. Одновременно вносятся предложения о проведении проверок деятельности территориальных органов, имеющих наихудшие результаты. Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л: 1. Членам Общественного совета с привлечением экспертов, представителей профессиональных организаций (союзов) совместно с Центральным аппаратом принять участие в рассмотрении и доработке проектов: - Методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора; - Методики в части оценки деятельности межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора с учетом особенностей осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. До 10 июля с.г. выработанные предложения направить в адрес Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора. 2. Членам Общественного совета в работе с заинтересованными организациями (союзами) разъяснять положения одобренных Методик в интересах обеспечения открытости, гласности и повышения эффективности деятельности территориальных органов Ростехнадзора, Службы в целом.
III. О совершенствовании нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности. ____________________________________________________________________ (Д.А. Яковлев, В.С. Котельников)
Доклад заместителя начальника Управления - начальника отдела Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева и содоклад председателя комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» B.C. Котельникова (прилагается).
Заслушав доклад заместителя начальника Управления - начальника отдела Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева и содоклад председателя комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» B.C. Котельникова, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Актуальность вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования экспертизы промышленной безопасности неоднократно обсуждалась на заседаниях Общественного совета. С учетом рекомендаций Общественного совета и Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором проводится работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в указанной области. Во исполнение положений Федерального закона от 31.12.2014
а) проведение аттестации специализированной комиссией Ростехнадзора; б) проведение квалификационного экзамена в нескольких взаимоувязанных формах; в) ведение общедоступного реестра аттестованных экспертов. Разработаны взаимоувязанные с вышеуказанным Положением изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", вводящие новые требования к квалификации экспертов. Разработан и проходит межведомственные согласования проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 682", предусматривающий повышение лицензионных требований к экспертным организациям. Утверждены 7 руководств по безопасности (рекомендательных документов) по вопросам оценки риска аварий на опасных производственных объектах, до конца 2015 года планируется утвердить еще 5 документов. Вместе с тем, дальнейшее развитие системы экспертизы промышленной безопасности во многом сдерживается недостаточностью нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений. Одним из основных факторов риска аварий на опасных производственных объектах является старение основных производственных фондов предприятий (основного технологического оборудования, зданий и сооружений). Замена оборудования на новое требует серьезных затрат, что в условиях сложившейся экономической ситуации вызывает серьезные затруднения. Большинство предприятий вынуждены идти по пути продления нормативного срока эксплуатации оборудования через экспертизу промышленной безопасности. Правовую основу экспертизы промышленной безопасности в части продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации составляет постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 № 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации", которым установлено, что продление срока безопасной эксплуатации (срока службы) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса), осуществляется в порядке, определяемом Ростехнадзором. Однако, до настоящего времени такой порядок не установлен, а приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30855) не раскрывает особенности и специфику продления срока безопасной эксплуатации (срока службы) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах. В сложившихся условиях предприятиям практически невозможно на системной и плановой основе проводить работу по оценке и определению остаточного ресурса безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, в целях предупреждения возможных аварий и инцидентов. В этой связи Общественный совет при Ростехнадзоре решил: Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности совместно с заинтересованными комиссиями, рабочими (экспертными) группами Общественного совета, а также управлениями центрального аппарата Ростехнадзора до 01.09.2015 г. подготовить предложения: в план разработки федеральных норм и правил и руководств по безопасности по вопросам экспертизы промышленной безопасности; по составу перечня технических документов по вопросам экспертизы промышленной безопасности, связанных с объектами экспертизы, используемых средств измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений. При разработке предложений рассмотреть наработки и действующие нормативно-методические документы научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений экспертных организаций, а также эксплуатирующих организаций. Выработанные предложения обсудить на заседании Общественного совета.
IV. (Н.П. Маркин) Сообщение члена Общественного совета при Ростехнадзоре, Н.П. Маркина «». |