Уважаемые заявители! Наблюдается нестабильная работа информационных систем при приеме и обработке поступающих заявлений, при этом сроки обработки могут быть увеличены. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Решение № 45-1 от 24.11.2015

РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

«24» ноября 2015 г. г. Москва № 45-1

Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии

Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова «Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

В настоящее время в Российской Федерации сформирована и действует система нормативных правовых актов разной юридической силы, устанавливающих требования по безопасности в области использования атомной энергии.

Эффективность действующей системы российского законодательства в области использования атомной энергии была подтверждена результатами миссии МАГАТЭ «Оказание услуги по комплексной оценке регулирующей деятельности», проведённой в 2009 году в Российской Федерации и результатами пост-миссии МАГАТЭ, проведённой в Российской Федерации в 2013 году.

Экспертами миссий МАГАТЭ был отмечен высокий уровень гармонизации российских норм безопасности рекомендациям МАГАТЭ.

Вместе с тем, за последние несколько лет проведена огромная работа по анализу международного законодательства в области использования атомной энергии.

Участие Ростехнадзора в различных международных рабочих группах таких организаций как МАГАТЭ, АЯЭ ОЭСР, WENRA, Многонациональной программы оценки новых проектов АЭС (MDEP) и Форума органов регулирования стран, эксплуатирующих реакторы ВВЭР, а также тесное международное сотрудничество с зарубежными регуляторами позволило наиболее эффективно провести работы по сопоставлению российской и международной систем нормативного правового регулирования в области использования атомной энергии.

Так, сравнительный анализ систем норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии показал схожую с международными нормами безопасности МАГАТЭ структуру федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и норм безопасности МАГАТЭ, устанавливающих общие и специальные требования по безопасности по объектам использования атомной энергии и видами деятельности.

Кроме того, количественное сопоставление международных норм безопасности и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии показало, что российская система норм безопасности находится почти на одном уровне не только с нормами безопасности МАГАТЭ (129 действующих документов), но также и с нормами по безопасности зарубежных регуляторов, таких как ASN (Франция) – 136 действующих документов, STUK (Финляндия) – 99 действующих документов, NRC (США) – 171 действующих документов.

Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии позволит обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности российских атомных технологий на зарубежном рынке.

Проведённая работа позволила выявить основные пути и направления дальнейшей гармонизации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с международными нормами безопасности, такие как «аварийная готовность и реагирование», «выбор площадки», «учёт внешних воздействий» и т.д.

С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил:

1. Продолжить работу по гармонизации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, в частности:

– Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно-опасных ситуаций (НП-005-98);

– Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций
(НП-031-01);

– Учёт внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии (НП-064-05);

– Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности (НП-032-01).

2. Продолжить работу по определению приоритетных направлений деятельности органа регулирования безопасности с организациями научно-технической поддержки на международной площадке.

3. Центральному аппарату Ростехнадзора совместно с ФБУ «НТЦ ЯРБ» выработать предложения по новым мероприятиям (в том числе международным) в области использования атомной энергии, которые могут оказаться полезными при нормативном правовом регулировании в области использования атомной энергии в Российской Федерации.