Протокол № 45 от 24.11.2015П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
24 ноября 2015 г. г. Москва № 45
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова «Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии».
Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова «Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: В настоящее время в Российской Федерации сформирована и действует система нормативных правовых актов разной юридической силы, устанавливающих требования по безопасности в области использования атомной энергии. Эффективность действующей системы российского законодательства в области использования атомной энергии была подтверждена результатами миссии МАГАТЭ «Оказание услуги по комплексной оценке регулирующей деятельности», проведённой в 2009 году в Российской Федерации и результатами пост-миссии МАГАТЭ, проведенной в Российской Федерации в 2013 году. Экспертами миссий МАГАТЭ был отмечен высокий уровень гармонизации российских норм безопасности рекомендациям МАГАТЭ. Вместе с тем, за последние несколько лет проведена огромная работа по анализу международного законодательства в области использования атомной энергии. Участие Ростехнадзора в различных международных рабочих группах таких организаций как МАГАТЭ, АЯЭ ОЭСР, WENRA, Многонациональной программы оценки новых проектов АЭС (MDEP) и Форума органов регулирования стран, эксплуатирующих реакторы ВВЭР, а также тесное международное сотрудничество с зарубежными регуляторами позволило наиболее эффективно провести работы по сопоставлению российской и международной систем нормативного правового регулирования в области использования атомной энергии. Так, сравнительный анализ систем норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии показал схожую с международными нормами безопасности МАГАТЭ структуру федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и норм безопасности МАГАТЭ, устанавливающих общие и специальные требования по безопасности по объектам использования атомной энергии и видами деятельности. Кроме того, количественное сопоставление международных норм безопасности и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии показало, что российская система норм безопасности находится почти на одном уровне не только с нормами безопасности МАГАТЭ (129 действующих документов), но также и с нормами по безопасности зарубежных регуляторов, таких как ASN (Франция) – 136 действующих документов, STUK (Финляндия) – 99 действующих документов, NRC (США) – 171 действующих документов. Гармонизация требований норм безопасности международного и российского законодательства в области использования атомной энергии позволит обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности российских атомных технологий на зарубежном рынке. Проведённая работа позволила выявить основные пути и направления дальнейшей гармонизации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с международными нормами безопасности, такие как «аварийная готовность и реагирование», «выбор площадки», «учёт внешних воздействий» и т.д. С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил: 1. Продолжить работу по гармонизации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, в частности: – Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно-опасных ситуаций (НП-005-98); – Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций
– Учёт внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии (НП-064-05); – Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности (НП-032-01). 2. Продолжить работу по определению приоритетных направлений деятельности органа регулирования безопасности с организациями научно-технической поддержки на международной площадке. 3. Центральному аппарату Ростехнадзора совместно с ФБУ «НТЦ ЯРБ» выработать предложения по новым мероприятиям (в том числе международным) в области использования атомной энергии, которые могут оказаться полезными при нормативном правовом регулировании в области использования атомной энергии в Российской Федерации.
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Козивкина «О ходе исполнения Плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию коррупции на 2014-2015 годы».
Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Козивкина «О ходе исполнения Плана Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию коррупции на 2014-2015 годы», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Результативность в работе центрального аппарата по профилактике и противодействию коррупции, которую осуществляет отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления государственной службы и кадров (далее – Управление). Наметилась положительная тенденция в деятельности 29 кадровых подразделениях территориальных органов Ростехнадзора и подведомственных ему предприятиях в указанной сфере. Мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2015 годы (далее – План), в истёкшем периоде выполнялись в установленные сроки и в полном объёме. Стоит подчеркнуть, что замечаний в части содержания и формы, реализуемых Ростехнадзором антикоррупционных мероприятий, от прокуратуры, других надзорных, а также координирующих госорганов не поступило. Работа, проделанная Управлением с участием отраслевых подразделений Ростехнадзора, в соответствии с Планом была направлена, в первую очередь, на профилактику коррупционных и иных правонарушений и формирование у государственных гражданских служащих нетерпимости к коррупционному поведению. В рамках Плана, а также в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов власти, Ростехнадзором принят комплекс предписанных ему мер. На официальном сайте в разделе «Противодействие коррупции», с целью повышения полноты, достоверности, актуальности и объективности, размещена информация: о ведомственных нормативных актах, о доходах и расходах государственных служащих центрального аппарата, территориальных органов, руководителей подведомственных организаций, результаты работы комиссии по конфликту интересов, её состав, обеспечена возможность гражданам и юридическим лицам позвонить на телефон «горячей линии» для сообщения информации о противоправных деяниях со стороны государственных служащих Ростехнадзора. Гражданам предоставлена возможность в режиме реального времени оценить работу по противодействию коррупции, проводимую в Ростехнадзоре, посредством «Онлайн-опроса». Осуществлены мероприятия по актуализации наполнения подразделов официальных сайтов как территориальных органов Ростехнадзора, так и подведомственных организаций, посвящённых вопросам противодействия коррупции. По оценке Минтруда России работа антикоррупционного подраздела сайта Ростехнадзора отнесена к достаточной группе соответствия установленным требованиям. В 2015 году впервые мероприятия, предусмотренные Планом, коснулись подведомственных Ростехнадзору организаций, для чего согласно указанному документу были разработаны и приняты 6 нормативных правовых актов. (1. О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в подведомственных организациях ограничений, запретов и обязанностей. 2. Для работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в подведомственных организациях, определён порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. 3. Определён порядок работы Комиссии Ростехнадзора по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
4. Определён порядок уведомления работодателя работниками подведомственных организаций о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 5. Установлен порядок представления сведений о доходах, расходах,
6. Внесено изменение в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых работниками подведомственных организаций.) Всего в истекающем году в рамках реализации нормативного правового регулирования в сфере антикоррупционной деятельности Ростехнадзором разработаны и приняты 9 документов (в 2014 − 7), которые являются основными инструментами, направленными на предупреждение коррупционных проявлений. К 6 вышеуказанным документам подготовлено: По результатам мониторинга коррупционных рисков определены должности, при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах. Уточнён порядок работы комиссий территориальных органов Ростехнадзора по соблюдению требований к служебному поведению
Установлен перечень должностей, при замещении которых государственным гражданским служащим Ростехнадзора запрещено пользование иностранными финансовыми инструментами. Была проведена значительная работа по реализации Плана в части осуществления мониторинга и анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими, а также организации работы по обеспечению получения таких сведений в соответствии с действующими перечнями должностей. Отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений центрального аппарата, кадровыми службами территориальных органов Ростехнадзора проведён анализ 6487 сведений, была обеспечена 100% сдача информации всеми категориями лиц, обязанных такие данные представлять. Одним из способов предупреждения и противодействия коррупционным проявлениям в Ростехнадзоре является объективная работа Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии). В целях повышения объективности принимаемых решений в состав Комиссий в качестве независимых экспертов включены члены общественных организаций, представители научных учреждений, а также представитель Аппарата Правительства Российской Федерации. Всего за 9 мес. 2015 года в центральном аппарате проведено 7 (в 2014 − 5) заседаний Комиссии, на местах 223 (в 2014 − 226). По результатам заседаний к дисциплинарной ответственности привлечено соответственно 4 служащих (в 2014 − 0) и 18 (в 2014 − 10). В целях недопущения закрепления на нормативном правовом уровне возможностей для коррупционных проявлений в 2015 году Правовым управлением Ростехнадзора проведено 44 (в 2014 − 59) антикоррупционных экспертиз, в проектах документов выявлено 3 (в 2014 − 22) коррупциогенных фактора, которые были полностью исключены на стадии доработки проектов нормативных правовых актов. Заключения от независимых экспертов на проекты нормативных правовых актов не поступали. Вместе с тем анализ мероприятий, предписанных Планом, говорит об имеющемся потенциале повышения эффективности данной работы в Ростехнадзоре, характер проведённых мероприятий должен носить не информационно-консультационный характер, в особенности в части коррупционного просвещения, а должен быть направлен на конкретное обучение работников. С учётом вышеизложенного Общественный совет р е ш и л: 1. Общественный совет отмечает результативную работу Ростехнадзора по реализации Плана противодействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2014-2015 годы, проделанную в 2015 году. 2. Совместно с Управлением государственной службы и кадров продолжить участие членов Общественного совета в выполнении мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в деятельности Ростехнадзора. 3. Привлекать к работе в аттестационной комиссии по назначению руководителей территориальных органов Ростехнадзора членов Общественного совета при Ростехнадзоре.
Доклад статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Л. Рыбаса «О проекте Плана нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2016 год».
Заслушав доклад статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Л. Рыбаса «О проекте Плана нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2016 год», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Проект Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора подготовлен с учётом необходимости решения следующих основных задач: 1) обеспечение безопасной эксплуатации лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах); 2) определение особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъёмных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением; 3) реализация положений проектов федеральных законов, разработанных Ростехнадзором; 4) корректировка обязательных требований с учётом развития технологий, выводов по итогам расследования аварий, анализа правоприменительной практики; 5) нормативная регламентация и оптимизация исполнения отдельных функций Ростехнадзора. В этих целях проектом Плана предусмотрена разработка проектов 2 федеральных законов, 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 7 новых федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, 13 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 1 административного регламента, 12 иных ведомственных нормативных актов. Кроме того, в течение 2016 года необходимо обеспечить сопровождение прохождения проектов актов, подготовленных в 2015 году, включая проекты федеральных законов, предусматривающих: 1) совершенствование механизмов контроля деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; 2) дифференциацию федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений по их классам; 3) нормативное определение государственного надзора в сфере теплоснабжения. При разработке указанных проектов необходимо обеспечить непосредственное участие членов Общественного совета, что требует организации тесного их взаимодействия с отраслевыми управлениями центрального аппарата и Правовым управлением Ростехнадзора. Отмечая высокое значение совместной работы сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора и членов Общественного совета в повышении качества подготавливаемых проектов нормативных правовых актов, Общественный совет решил: 1. С учётом состоявшегося обсуждения одобрить проект Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2016 год. 2. До 1 февраля 2016 года Президиуму Общественного совета определить состав рабочих групп из числа членов соответствующих комиссий для организации взаимодействия с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора в интересах разработки проектов нормативных правовых актов. 3. Президиуму Общественного совета регулярно выносить на обсуждение вопросы участия членов Общественного совета в аналитической и разъяснительной работе в органах законодательной и исполнительной власти, профессиональных и общественных объединениях в интересах подготовки и обобщения предложений для учёта в нормотворческой деятельности Ростехнадзора. 4. В течение 2016 года Президиуму Общественного совета при Ростехнадзоре обобщать и направлять в Правовое управление Ростехнадзора предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности Службы. 5. Ростехнадзору рассмотреть возможность участия в разработке технических регламентов Таможенного союза.
Доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «О выполнении Плана совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год и обсуждение его проекта на 2016 год».
Заслушав доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «О выполнении Плана совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год и обсуждение его проекта на 2016 год», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: План совместной работы центрального аппарата Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2015 год в целом выполнен. В течение года проведены заседания Общественного совета, его Президиума, комиссий и рабочих групп. Члены Общественного совета принимали активное участие в подготовке и проведении НТС, совещаний отраслевых управлений центрального аппарата Службы, различных мероприятиях, проводимых в обеих Палатах Федерального Собрания Российской Федерации, всероссийскими профессиональными организациями и сообществами и т.д., где рассматривались вопросы совершенствования обеспечения промышленной безопасности. На заседаниях Общественного совета были обсуждены такие важные вопросы, как антикризисный план Правительства Российской Федерации на 2015 год и задачи службы по участию в реализации его положений, выполнение Плана нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов, безопасность и защищённость от тяжёлых катастроф критически и стратегически важных промышленных объектов и инфраструктур, совершенствование нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности, вопросы состояния создания дистанционного контроля (надзора) промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса, организации и проведения лицензионного контроля за деятельностью экспертных организаций, разработка предложений для совершенствования нормативных документов по осуществлению государственного надзора, контроля отраслевыми управлениями Службы, о взаимодействии Ростехнадзора и национальных объединений по усилению надзорных и контрольных функций за деятельностью саморегулируемых организаций с учётом внесённых изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и т.д. На заседаниях Общественного совета был заслушан ряд отчётов начальников отраслевых управлений центрального аппарата с выработкой предложений и рекомендаций по совместной работе по наиболее проблемным вопросам, стоящими перед ними. При поддержке руководства Ростехнадзора была реализована инициатива Общественного совета о проведении первого Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества». Принятая резолюция будет способствовать решению задач Службы и повышению её авторитета. Вместе с тем, есть необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия совместной работы Общественного совета и центрального аппарата по реализации принятых на его заседаниях решений, более активного и результативного участия членов Общественного совета в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы Ростехнадзора. С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Одобрить совместную работу центрального аппарата и Общественного совета при Ростехнадзоре, проведённую в 2015 году. 2. В целом утвердить План совместной работы центрального аппарата и Общественного совета при Ростехнадзоре на 2016 год. С учётом высказанных замечаний и предложений доработать проект Плана и представить его на утверждение руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. |