Уважаемые заявители! Наблюдается нестабильная работа информационных систем при приеме и обработке поступающих заявлений, при этом сроки обработки могут быть увеличены. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Решение № 46-3 от 03.02.2016

РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

«03» февраля 2016 г. г. Москва № 46-3

О состоянии парка лифтового оборудования в Российской Федерации. Проблемные вопросы и пути их решения.

Заслушав доклад заместителя начальника Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В. Чернышева «О состоянии парка лифтового оборудования в Российской Федерации. Проблемные вопросы и пути их решения» и содоклады Президента национального лифтового союза В.А. Тишина, генерального директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей Лифтового комплекса Федерации лифтовых предприятий С.А Прокофьева, начальника отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности А.В. Колесникова, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

После принятия и вступления в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее – ТР ТС 011/2011) надзор за соблюдением установленных в нем требований согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 № 407 (ред. от 02.04.2014) «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» возложен на:

– Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации;

– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности);

– федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора в соответствии
с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Размывание надзорных функций между несколькими органами при отсутствии требований конкретно определяющих разграничение их полномочий и порядок взаимодействия, либерализация требований законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов, повлекшая за собой утрату наиболее квалифицированной части инспекторского состава Ростехнадзора, привели к фактическому снижению эффективности надзора за изготовлением, монтажом и эксплуатацией лифтов, что подтверждается фактами аварий на лифтах, находящихся в эксплуатации и несчастных случаях при их использовании (преимущественно касающихся лифтов не отработавших назначенный изготовителем срок службы).

Опыт применения требований ТС 011/2011 в Российской Федерации показал наличие правового вакуума нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасной эксплуатации лифтов. В том числе не реализовано выполнение пункта 6 статьи 4 и подпункта 3.7 статьи 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» предусматривающих установление национальным законодательством государства – члена Таможенного союза порядка ввода лифтов в эксплуатацию, а также требований безопасности к утилизации лифтов.

По этой причине в настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению безопасности на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, кроме эскалаторов в метрополитенах), входящих в систему инженерно-технического обеспечения зданий, в том числе конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов. Помимо этого изменения законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов и вступление в силу требований ТС 011/2011 без конкретизации порядка их применения в нормативном правовом акте в отличие от положительного опыта республик Беларусь и Казахстан в Российской Федерации привели к утрате требования по ведению учета лифтов, а также заменой требований о проведении технических освидетельствований и экспертиз промышленной безопасности лифтов лицензированными экспертными организациями на проведении оценки соответствия лифта аккредитованными организациями.

При этом у Ростехнадзора отсутствуют полномочия по надзору и проведению проверок организаций выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации.

Это позволяет недобросовестным и непрофессиональным организациям выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства некачественно, без надлежащего обеспечения уровня безопасности, создавая угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В рамках осуществляемых полномочий по настоящее время Ростехнадзором проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 при эксплуатации лифтов, а также выполняются работы направленные на устранение правового пробела в нормативном правовом регулировании в части безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), в том числе путем подготовки предложений по внесению изменений в действующее законодательство и установлению обязательных для применения и исполнения требований к процессам ввода в эксплуатацию, эксплуатации, модернизации лифтов, платформ подъемных и эскалаторов.

В связи с этим разработаны:

– проект федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

– «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».

Несмотря на проводимую Ростехнадзором работу выявлены проблемы при реализации полномочий, связанные с недостаточностью отдельных положений ТР ТС 011/2011 по вопросам эксплуатации, отсутствием нормативного правового акта по эксплуатации лифтов и методического материала по осуществлению надзора за соблюдением ТР ТС 011/2011, разграничением полномочий за соблюдением ТР ТС 011/2011 на стадиях проектирования, изготовления монтажа, эксплуатации, приводящие к снижению эффективности деятельности территориальных органов Ростехнадзора и неготовности их к принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях.

С учетом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил:

1. Положительно оценить проводимую Ростехнадзором работу по разработке нормативно-правовой базы в интересах восстановления утраченных в сложившихся условиях либерализации (снятия административных барьеров) требований к безопасной эксплуатации лифтового хозяйства и дальнейшему их совершенствованию.

2. С участием членов Общественного совета при Ростехнадзоре, заинтересованных граждан, организаций, общественных объединений и ассоциаций (союзов) продолжить работы по совершенствованию государственного надзора за соблюдением существующих требований и устранению пробелов в нормативном правовом регулировании в части безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов. Для чего необходимо:

2.1. При участии членов Общественного совета продолжить и завершить работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и принятию Правил определяющих порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов»;

2.2. В целях усиления надзора за качеством обслуживания и ремонта лифтов, а также снижения риска возникновения в дальнейшем трагических случаев, вызываемых нарушениями в их работе, выйти в Правительство Российской Федерации с предложениями об определении понятия и требований к специализированным организациям, оказывающим услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтах на территории субъектов Российской Федерации, с последующим формированием общедоступного единого реестра данных организаций;

2.3 Общественный совет совместно с профессиональными организациями (союзами) и заинтересованной общественностью предлагает обратиться в адрес Правительства Российской Федерации с предложениями по рассмотрению следующих вопросов:

– о необходимости внесения изменений в постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 407, предусматривающие наделение Ростехнадзора полномочиями по надзору за ТР ТС 011/2011 на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации, в том числе предусматривающими право проведения проверок организаций выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации с применением к ним мер административного воздействия;

– об увеличении численности инспекторского состава Ростехнадзора для обеспечения качественного осуществления надзора за безопасностью лифтового хозяйства Российской Федерации.