Протокол № 47 от 25.03.2016
П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета
при Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору
25 марта 2016 г. г. Москва № 47
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
Председательствовал:
|
Рыбас Александр Леонидович – статс-секретарь – заместитель руководителя.
|
Присутствовали:
От Ростехнадзора:
|
Бакатин Александр Вадимович – заместитель руководителя;
Трембицкий Александр Вячеславович – заместитель руководителя;
Ферапонтов Алексей Викторович – заместитель руководителя;
Здориков Сергей Михайлович – помощник руководителя;
Крупчатников Борис Николаевич – начальник Управления специальной безопасности;
Кудрявцев Евгений Георгиевич – начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов;
Минченко Юрий Владимирович – начальник Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;
Мирошниченко Михаил Иванович – и.о. начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок; советник руководителя;
Селезнёв Григорий Максимович – и.о. начальника Управления общепромышленного надзора;
Соколова Ирина Викторовна – начальник Управления международного сотрудничества и протокола;
Филатов Александр Павлович – начальник Управления горного надзора;
Фролов Дмитрий Иванович – начальник Управления государственного энергетического надзора;
Яковлев Дмитрий Алексеевич – начальник Правового управления;
Боровский Анатолий Валерьевич – заместитель начальника – начальник отдела Управления делами;
Картавый Олег Анатольевич – заместитель начальника отдела Правового управления;
Конькова Дарья Сергеевна – заместитель начальника – начальник отдела Управления государственной службы и кадров;
Макеев Михаил Сергеевич – заместитель начальника – начальник отдела Финансового управления;
Никифоров Вадим Борисович – главный специалист-эксперт Управления государственного строительного надзора;
Пыхтин Алексей Владимирович – сотрудник Пресс-службы Ростехнадзора;
Степанов Вадим Петрович – консультант Управления государственного строительного надзора;
|
От Общественного совета:
|
Грачев Владимир Александрович – председатель Общественного совета; председатель Комиссии по государственному строительному надзору; д.т.н., профессор, член-корр. РАН;
Алёшин Николай Павлович – президент НП «Национальное агентство сварки»; заместитель председателя Общественного совета;
Державец Аврам Семёнович – генеральный директор ЗАО «Взрывиспытания», д.т.н., профессор;
председатель Комиссии по вопросам промышленной безопасности в области производства и применения взрывчатых веществ;
Кушнарёв Сергей Викторович – исполнительный вице-президент Общероссийской общественной организации «Ядерное общество России»; Исполнительный вице-президент Нанотехнологического общества России;
председатель Комиссии по регулированию безопасности атомных станций, исследовательский ядерных установок, ядерных энергетических установок и радиационно-опасных объектов ядерного топливного цикла, надзору за учётом и контролем ядерных материалов
Малышев Юрий Николаевич – президент Академии горных наук, директор Государственного геологического музея им. Вернадского, президент некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», член-корр. РАН, д.т.н.,
председатель Комиссии по государственному горному и металлургическому надзору
Махутов Николай Андреевич – председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ;
главный научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (ИМАШ РАН); президент Научно-промышленного союза «Управление рисками, промышленная безопасность, контроль и мониторинг» (НПС «РИСКОМ»); профессор, член-корр. РАН, д.т.н.;
председатель Комиссии по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами;
Шмаль Геннадий Иосифович – президент Союза нефтегазопромышленников России, председатель правления некоммерческой организации «Топливо-энергетический Союз»;
председатель Комиссии по надзору за объектами нефте-газодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта;
Ананченко Сергей Станиславович – генеральный директор СРО НП «Межрегиональная гильдия строителей»;
Беззубцев Валерий Сергеевич – заместитель генерального директора – директор по технологическому развитию АО «Концерн «Росэнергоатом»;
Белин Владимир Арнольдович – президент национальной организации инженеров-взрывников; декан физико-технического факультета, заведующий кафедрой «Взрывное дело» ГОУ ВПО «Московский государственный горный университет»; д.т.н., профессор; почётный работник высшего профессионального образования;
Виноградов Александр Витальевич – главный инженер Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Международной межправительственной организации «Объединённый институт ядерных исследований» (ОИЯИ); член Общероссийской общественной организации «Ядерное общество России»;
Иванцова Светлана Георгиевна – руководитель управления менеджмента качества и контроля РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, д.т.н., профессор почётный нефтегазостроитель;
Капелько Константин Васильевич – профессор НОУ ГПО Московского института энергобезопасности и энергосбережения; профессор кафедры электроснабжения Военной академии РВСН им. Петра Великого, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный энергетик;
Капинус Николай Иванович – руководитель Аппарата «Национальное объединение строителей»;
Кловач Елена Владимировна – генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», д.т.н., профессор;
Кононыхин Сергей Александрович – руководитель Аппарата «Национальное объединение изыскателей и проектировщиков»;
Маркин Николай Петрович – член Президиума Национального объединения строителей, координатор Национального объединения строителей по г. Москве, член Совета Национального объединения энергоаудиторов, председатель Правления НП СРО «РусСтрой», «РусСтрой-проект», «РусСтрой-энергоэффективность»;
Мохначук Иван Иванович – председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф), член Общественной палаты Российской Федерации, к.э.н;
Мясоедов Борис Фёдорович – академик РАН, советник РАН, заместитель академика-секретаря отделения химических наук и наукоёмких материалов, руководитель секции химических наук РАН, заведующий лабораторией радиохимии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, д.х.н., профессор;
Павшук Владимир Александрович – директор отделения Института ядерных реакторов НИЦ «Курчатовский институт»;
Печёркин Адрей Станиславович – генеральный директор НП «Группа компаний «Промышленная безопасность», д.т.н., профессор;
Плямина Ольга Владимировна – секретарь Общественного совета при Ростехнадзоре;
директор Научно-исследовательского института проблем экологии;
Поливанов Василий Иванович – генеральный директор некоммерческого партнёрства «Российское теплоснабжение», к.т.н., почётный энергетик;
Полянчук Галина Владимировна – заместитель генерального директора ОАО «ГИАП»; директор НТЦ ОАО «ГИАП»; к.х.н.;
Скоробогатых Владимир Николаевич – заместитель генерального директора – директор Института материаловедения ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»;
Хамаза Александр Александрович – директор ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»
|
Приглашенные:
|
Гончарова Ксения Игоревна – заместитель руководителя Департамента технического регулирования Ассоциации строителей России;
Гущин Леонид Витальевич – генеральный директор ОАО «Мослифт»;
Дмитриев Юрий Михайлович – советник ВО «Безопасность»;
Жабин Александр Николаевич – заместитель генерального директора НП «Национальное агентство контроля сварки» (НП «НАКС»);
Киселёв Валерий Николаевич – начальник отдела ВО «Безопасность»;
Пиляев Николай Алексеевич – заместитель главного редактора Журнала «Безопасность труда в промышленности»;
Пиляев Роман Николаевич – фотокорреспондент Журнала «безопасность труда в промышленности»;
Прокофьев Сергей Анатольевич – генеральный директор ОООРЛК «Федерация лифтовых предприятий»;
Пуликовский Константин Борисович – заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Мослифт»;
|
I. О проекте итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году
(А.Л. Рыбас)
|
Доклад статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Л. Рыбаса «О проекте итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году».
Заслушав доклад статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Л. Рыбаса «О проекте итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Проект итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году (далее – проект итогового доклада) соответствует требованиям Методических указаний по проведению итоговых заседаний коллегий федеральных органов исполнительной власти (утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 18.02.2015 № 1) и Методическим рекомендациям по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти (утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр).
В проекте итогового доклада проанализирована деятельность Ростехнадзора за 2015 год и отражены наиболее важные вопросы и проблемы, решённые в предыдущем году.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Ростехнадзором в 2015 году разработаны проекты нормативных правовых актов, направленные на совершенствование механизмов государственного регулирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, в части повышения качества экспертизы промышленной безопасности и совершенствования процедур аттестации и проверки знаний специалистов.
Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности», направленный на создание правового механизма подтверждения компетентности лиц, проводящих экспертизу промышленной безопасности, в форме аттестации (принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности»). Организована работа по его реализации с привлечением широкого круга экспертного сообщества и общественности.
В целях совершенствования системы профилактики аварийности в промышленности и топливно-энергетическом комплексе, повышения уровня подготовки специалистов Ростехнадзором разработан и в установленном порядке внесён в декабре 2015 года в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает совершенствование процедур аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников организаций в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надёжности и безопасности в электроэнергетике.
Ростехнадзором разработан и в установленном порядке внесён в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», направленный на совершенствование регулирования в области эксплуатации энергетических установок. Законопроект № 898189-6 принят Государственной Думой в первом чтении.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» внесены изменения в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (пункт 1 статьи 29.1), которыми федеральный государственный энергетический надзор распространён на потребителей электрической энергии.
В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности за отчётный период Ростехнадзором проведено свыше 130 тыс. проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения которых выявлены правонарушения в отношении свыше 42 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В общей сложности было выявлено более 760 тыс. правонарушений.
По итогам проверок применено более 85 тыс. мер административного воздействия, общая сумма наложенных административных штрафов составила свыше 2 млрд. рублей.
Анализ результатов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности Ростехнадзора, состояния безопасности на поднадзорных объектах свидетельствует, что показатели аварийности и смертельного травматизма в 2015 году в целом соответствуют показателям за предшествующие годы, при этом сводные показатели травматизма на опасных производственных объектах являются минимальными за период с 1995 года.
Вместе с тем, по результатам практики правоприменения и анализа аварийности и травматизма по сравнению с 2014 годом выявлен рост количества аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах, на которых используются грузоподъёмные механизмы. В проекте итогового доклада проанализированы причины роста аварийности и травматизма при эксплуатации подъёмных сооружений, а также приведён перечень мер, принимаемых Ростехнадзором в целях повышения уровня безопасности на данных опасных производственных объектах.
Особое место уделено вопросам взаимодействия Ростехнадзора и общества, повышения информационной открытости действий Ростехнадзора, в том числе деятельности Общественного совета при Ростехнадзоре.
Одним из примеров такого взаимодействия служит проведённый в 2015 году по инициативе Общественного совета и при поддержке руководства Ростехнадзора Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», направленный на повышение эффективности системы промышленной и энергетической безопасности, строительного надзора, безопасности при использовании атомной энергии и повышения уровня открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере.
В принятой резолюции участники Форума-диалога одобрили результат его проведения и обратились с предложениями в адрес Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минстроя России, Минэнерго России, Минпромторга России, МЧС России, Ростехнадзора, Госкорпорации «Росатом» и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Учитывая положительный опыт проведения указанного мероприятия и его эффективность, в 2016 году Общественным советом и Ростехнадзором запланировано проведение второго форума-диалога.
Также в проекте итогового доклада отражена информация об исполнении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору федерального бюджета в 2015 году, в том числе о проведённых Ростехнадзором государственных закупках, а также о результативности распределённых ассигнований федерального бюджета, администрируемых Ростехнадзором, в том числе по подпрограмме «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности», федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 гг., федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».
Мероприятия федеральных целевых программ реализованы в полном объёме, отклонения от запланированных параметров отсутствуют.
Эффективность реализации Подпрограммы «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности», оценка которой осуществлена в соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, признается высокой.
С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил:
1. Одобрить проект итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2015 году и продолжить его доработку.
2. Членам Общественного совета при Ростехнадзоре принять участие в подготовке материалов к заседанию итоговой Коллегии Ростехнадзора с учётом итогов их работы за 2015 год, выработанных за этот период предложений, замечаний, принятых решений и направленных в адрес руководства Ростехнадзора.
3. Членам Общественного совета при Ростехнадзоре и Организационному комитету Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» предусмотреть рассмотрение вопросов подготовки и аттестации специалистов и руководителей в сфере промышленной безопасности в рамках Форума-диалога.
II. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части определения особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъёмных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением)
(Д.А. Яковлев)
|
Доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части определения особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъёмных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением)».
Заслушав доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части определения особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъёмных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением)», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Серьёзный общественный резонанс, вызванный авариями башенных кранов, требует адекватного сложившейся ситуации совершенствования нормативно-правового регулирования.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом выявлен рост количества аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах, на которых используются грузоподъёмные механизмы. Прежде всего, отмечается значительное увеличение количества аварий и несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов:
– количество аварий на башенных кранах увеличилось на 58%;
– количество смертельных несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов увеличилось на 64%.
В этой связи рассматриваемым законопроектом предлагается опасные производственные объекты, на которых используются башенные краны, отнести к III классу опасности, что позволит осуществлять в отношении данных объектов плановые контрольно-надзорные мероприятия.
Одновременно, с учётом необходимости решения задач исключения избыточных требований к хозяйствующим субъектам, законопроект предусматривает отмену обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением и грузоподъёмные механизмы, по заключению договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами, созданию собственных профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований.
В целях снижения риска возникновения аварий посредством обеспечения соблюдения требований при проведении сварочных работ на опасных производственных объектах законопроектом также предусмотрено законодательное урегулирование механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах.
Положения законопроекта в данной части основываются на действующей системе аттестации технологий и работников организаций, осуществляющих сварочные работы на опасных производственных объектах, базирующейся на принципах саморегулирования аттестации сварочного производства.
В целом принятие законопроекта позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия в правовом регулировании отношений, связанных с промышленной безопасностью, исключить избыточные требования и будет способствовать совершенствованию механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите жизненно важных интересов личности и общества от техногенных аварий.
С учётом вышеизложенного Общественный совет решил:
1. Поддержать представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Создать рабочую группу из числа членов Общественного совета в целях:
– участия в доработке законопроекта;
– обеспечения экспертно-правового сопровождения законопроекта при его согласовании федеральными органами исполнительной власти и рассмотрении палатами Федерального Собрания;
– участия в разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта;
– организации мониторинга правоприменительной практики.
Регулярно заслушивать на заседаниях Общественного совета информацию о проделанной группой работе.
3. Рекомендовать Ростехнадзору внести в текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части определения особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъёмных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением)» дополнение: «Количественные критерии соответствия саморегулируемой организации требованиям законодательства должны подтверждаться соответствующими документами, направляемыми для регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности».
4. Членам Общественного совета принять активное участие в разъяснении основных новаций законопроекта в научной и экспертной среде, в деловом сообществе, а также в средствах массовой информации.
III. Результаты работ Ростехнадзора по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и о задачах по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2)
(Е.Г. Кудрявцев)
|
Доклад начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного-топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Е.Г. Кудрявцева «Результаты работ Ростехнадзора по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и о задачах по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2)».
Заслушав начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного-топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Е.Г. Кудрявцева «Результаты работ Ростехнадзора по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и о задачах по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2)», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:
Ростехнадзор участвовал в реализации 14 мероприятий ФЦП ЯРБ-1, являясь их государственным заказчиком.
Мероприятия ФЦП ЯРБ-1 были направлены на научно-техническую поддержку реализации полномочий Ростехнадзора в рамках основной цели ФЦП ЯРБ-1 по комплексному решению проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.
Основными задачами реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-1 были:
– создание и совершенствование нормативных и научных основ обеспечения регулирования безопасности;
– создание научной, нормативной и информационно-аналитической основы для решения актуальных проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в целях совершенствования действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
– создание и совершенствование научно-методологической основы для оценки деятельности в области использования атомной энергии и для оценки и анализа безопасности ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе в случае аварии.
Исполнителем мероприятий ФЦП ЯРБ-1, в соответствии с ежегодно заключёнными государственными контрактами, являлось федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (далее — ФБУ «НТЦ ЯРБ»), осуществляющее научно-техническую поддержку регулирующего органа и имеющее:
– опыт разработки федеральных норм и правил и руководств по безопасности;
– опыт проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в части сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, а также выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух;
– опыт выполнения анализов, связанных с безопасностью и знакомых с современным состоянием данного вопроса в зарубежных странах.
Научной основой для выполнения научно-исследовательской работы стали результаты анализа и обобщения зарубежной и отечественной практики обеспечения и регулирования ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, включая вопросы обращения с радиоактивными отходами (РАО), обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии, а также отечественной и зарубежной практики нормативного регулирования ядерной и радиационной безопасности, включая рекомендации международных организаций (МАГАТЭ, АЯЭ ОЭСР).
В ходе реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-1 достигнут значительный прогресс в совершенствовании нормативной правовой базы в области использования атомной энергии, в том числе в отношении объектов «наследия» и заключительных стадий жизненного цикла объектов использования атомной энергии.
На основе результатов выполненных исследований, анализа совокупности системы действующих нормативных правовых документов, стандартов по безопасности и рекомендаций МАГАТЭ, а также отраслевых документов, разработаны основополагающие федеральные нормы и правила и руководства по безопасности, регламентирующие различные аспекты обеспечения безопасности. Особое внимание уделялось нормативному регулированию безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, включая вопросы связанные с обращением РАО.
По результатам работ разработаны новые или актуализированы существующие федеральные нормы и правила (ФНП) и руководства по безопасности (РБ):
– 40 федеральных норм и правил, в том числе утверждено 23 ФНП и подготовлены к утверждению 17 проектов ФНП;
– 62 руководства по безопасности, в том числе утверждено 45 РБ и подготовлены к утверждению 17 проектов РБ.
Основные результаты реализации ФЦП ЯРБ-1:
- создана проблемно-ориентированная информационная система поддержки принятия регулирующих решений при транспортировании ОЯТ, с учётом результатов оценки обоснования;
- создан постоянно обновляемый информационный ресурс, содержащий всеобъемлющую, структурированную и систематизированную информацию о пунктах хранения/захоронения накопленных РАО, используемую в целях регулировании безопасности данных объектов;
- проведена оценка долговременной безопасности более чем 300 объектов хранения накопленных РАО, результаты которой внесены в базу данных и используются при принятии регулирующих решений;
- выполнена информационная поддержка Информационно-аналитического центра Ростехнадзора в режиме аварийного реагирования при авариях на атомных станциях, как в режимах нормальной эксплуатации, так и при нарушениях нормальной эксплуатации АС, включая аварии;
- выполнен комплекс экспериментальных исследований пожаровзрывоопасности объектов ядерного топливного цикла;
- разработана и поддерживается полнотекстовая база данных законодательных и нормативно-технических документов в области ядерной и радиационной безопасности, регламентирующих жизненный цикл объектов использования атомной энергии;
- разработаны План совершенствования системы федеральных норм и правил в области использования атомной энергии на 2014 - 2023 годы и Концепция совершенствования нормативного правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии;
- подготовлены и представлены на совещаниях Договаривающихся сторон:
· второй, третий и четвёртый доклад Российской Федерации по выполнению обязательств в рамках Объединенной конвенции в части, относящейся к компетенции Ростехнадзора.
· пятый и шестой национальные доклады Российской Федерации по выполнению обязательств конвенции «О ядерной безопасности» в части, относящейся к компетенции Ростехнадзора, а также национальный доклад Российской Федерации ко второму внеочередному совещанию договаривающихся сторон конвенции «О ядерной безопасности», содержащий информацию о мероприятиях, реализованных или запланированных для обеспечения безопасности объектов атомной энергетики по результатам анализа событий на АЭС «Фукусима-Дайичи».
В условиях развития атомной энергетики в Российской Федерации, продвижения российских ядерных технологий на мировой рынок, а также повышения актуальности решения проблем ядерного наследия объем задач, выполняемых регулирующим органом, возрастает и требует соответствующего ресурсного обеспечения.
ФЦП ЯРБ-2 является логическим продолжением действующей программы ФЦП ЯРБ-1, которая была ориентирована на решение неотложных задач.
Ростехнадзор является государственным заказчиком мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 1248, в рамках 3 мероприятий:
13.4 «Развитие методов комплексного анализа ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, в том числе для совершенствования нормативной основы регулирования безопасности объектов ядерного наследия»;
13.5 «Разработка методов оценки состояния и прогноза радиационного воздействия (в том числе аварийного воздействия) объектов ядерного наследия с использованием возможностей информационного аналитического центра Ростехнадзора»;
15.4 «Сбор, систематизация и анализ информации о выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности и из Объединённой конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами в отношении объектов ядерного наследия».
Целями ФЦП ЯРБ-2 являются обеспечение нормативно-правового регулирования и научно-методической поддержке мероприятий по:
- поэтапному сокращению объёмов ядерного наследия;
- практической реализации завершающих стадий жизненного цикла;
- выводу из эксплуатации всех ядерно и радиационно опасных объектов наследия;
- переработке отработавшего ядерного топлива с захоронением образующихся РАО;
- консервации пунктов размещения накопленных особых РАО;
- реабилитации радиационно загрязнённых территорий.
С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил:
1. Отметить важность и актуальность результатов научно-исследовательских работ, выполненных в рамках реализации ФЦП ЯРБ-1. Полученные результаты являются практически значимыми, исследования выполнены в запланированном объёме и на современном уровне развития науки и техники.
2. Общественному совету регулярно выносить на обсуждение вопросы выполнения мероприятий, предусмотренных ФЦП ЯРБ-2.
3. Рекомендовать Ростехнадзору издать отчёт по итогам реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».
Информация председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева об итогах результатов рейтинга открытости, содержащегося в «Оценке реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости», подготовленных Всероссийским центром исследования общественного мнения.
|