Решение № 48-1 от 20.05.2016РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
«20» мая 2016 г. г. Москва № 48-1
Об итогах контрольно-надзорной деятельности в угольной промышленности в 2015 году
Заслушав доклад начальника Управления по надзору в угольной промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.П. Ермака «Об итогах контрольно-надзорной деятельности в угольной промышленности в 2015 году» и содоклад заместителя начальника управления – начальника отдела АО «СУЭК» А.А. Сальникова, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: За последние 5 лет в угольной промышленности достигнут значимый результат по сокращению числа аварий и смертельных несчастных случаев. В 2015 году произошло 8 аварий (в 2014 году – 8). Смертельный травматизм в 2015 году составил 20 несчастных случаев (2014 году – 26). Количество несчастных случаев со смертельным исходом снижено на 23 %. В 2015 этот удельный показатель смертельного травматизма составил 0,053 чел/млн.т., что сопоставимо с лучшими показателями мировой практики. В 2013 году этот показатель составлял 0,17 чел/млн.т., а 10 лет назад – 0,52 чел/млн.т. Основные виды аварий, происходящих в угольной промышленности, эндогенные пожары, взрывы, обрушения. Также происходят аварии, связанные с прорывами воды или обводнённых горных пород, разрушениями зданий и сооружений. Необходимо отметить, что из общего количества аварий около 45 % составляют пожары. Они же также являются причинами некоторых аварий, связанных со взрывами метановоздушной смеси. Взрывы составляют 20 ÷ 25 % от общего количества аварий. Это самые опасные аварии, которые уносят жизни большинства работников. Большинство произошедших пожаров – эндогенные и связанные с ненадлежащей изоляцией и самовозгоранием выработанного пространства. Всего в угольной промышленности в авариях с 2011 по 2015 год погибли 51 человек. Это значительно меньше, чем в авариях с 2006 по 2010 год, когда число погибших равнялось 280. Такое значительное улучшение произошло благодаря концентрации сил и средств Ростехнадзора на выявление нарушений связанных с угрозой жизни и здоровью персонала горнодобывающих предприятий. Для шахт угольной промышленности это, главным образом загазирование горных выработок, отложение в них угольной пыли, нарушение взрывозащиты горно-шахтного оборудования, невыполнение мер по готовности предприятия к локализации и ликвидации последствий аварий. Количество административных приостановок деятельности в результате выявления нарушений, которые могут привести к аварии, составило в 2015 году – 699, 2014 году – 645, в 2013 – 666 раз. Для сравнения в 2008 году таких приостановок было 168, т.е. административных приостановок стало в 3-4 раза больше. При этом удельный смертельный травматизм сократился за этот же период также в несколько раз – с 0,16 до 0,05 чел./млн.т. Приходится констатировать, что именно административные меры воздействия к нарушителям промышленной безопасности продолжают оказывать достаточное действие на снижение риска возникновения крупных аварий. Всего в период с 2011 по 2015 год Ростехнадзором утверждён 41 нормативный правовой акт по вопросам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ в угольной отрасли, в том числе 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Основные требования направлены на обеспечение дегазации, определение области применения схем изолированного отвода метана, выбор схем проветривания газовых шахт, формирование противоаварийной защиты, включая оснащение шахт многофункциональными системами безопасности, пунктами коллективной защиты, обеспечение безопасной эксплуатации взрывозащищённого электрооборудования, предупреждение эндогенных пожаров, локализацию распространения взрывов метановоздушной смеси, инертизацию взрывчатых свойств угольной пыли. Управлением продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, разрабатываются новые нормативные документы, планируемые к утверждению в 2016 г., которые позволят систематизировать выполнение прогнозных мероприятий на пластах опасных по горным ударам и внезапным выбросам, определять наиболее эффективные профилактические меры для конкретных горно-геологических условий ведения горных работ, установят требования по локализации взрывов, контролю и управлению системами локализации взрывов в горных выработках угольных шахт, исключат избыточные требования и неоднозначное толкования правовых норм. К основным проблемам в обеспечении безопасности, следует отнести: – старение основных производственных фондов угольных предприятий; – отсутствие полноценной испытательной стендовой базы; – сокращение научных разработок в области обеспечения безопасного ведения горных работ, сокращение научного потенциала отрасли. Перестали существовать многие научно-исследовательские институты, специализирующиеся на изучении проблем безопасности горнодобывающей промышленности. На сегодняшний день научное сопровождение предприятий осуществляют НЦ «ВостНИИ», Санкт-Петербургский национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела ВНИМИ; – недостаток профессиональной системы образования в части практического процесса подготовки специалистов горных профессий. С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил: 1. Принять к сведению информацию о состоянии промышленной безопасности и ходе разработки нормативно-технических документов по вопросам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ на угольных предприятиях. 2. Совместно с Управлением по надзору в угольной промышленности Комиссии Общественного совета по государственному горному и металлургическому надзору под председательством Ю.Н. Малышева подготовить предложения руководству Ростехнадзора по осуществлению контрольных мероприятий на угольных шахтах и разрезах с привлечением технических инспекторов профессиональных союзов для принятия соответствующих по ним решений. 3. Управлению по надзору в угольной промышленности с участием членов Общественного совета продолжить работу: – по совершенствованию нормативно-правового регулирования промышленной безопасности на опасных производственных объектах. – по оптимизации контрольных функций, исключению избыточных требований, не влияющих на состояние уровня безопасности подконтрольных объектов. – по актуализации требований в области промышленной безопасности с учётом наилучших доступных технологий и результатов расследований происшедших аварий. – по совершенствованию многофункциональной системы безопасности, обеспечить возможность её использования для дистанционного мониторинга параметров безопасности ведения горных работ на угольных шахтах, разрезах, осуществления информационной поддержки, контроля и управления технологическими процессами в нормальных и аварийных условиях. – по осуществлению мероприятий по созданию правовой основы организации дистанционного контроля. |