Протокол № 48 от 20.05.2016П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
Доклад начальника Управления по надзору в угольной промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.П. Ермака «Об итогах контрольно-надзорной деятельности в угольной промышленности в 2015 году» и содоклад заместителя начальника управления – начальника отдела АО «СУЭК» А.А. Сальникова.
Заслушав доклад начальника Управления по надзору в угольной промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.П. Ермака «Об итогах контрольно-надзорной деятельности в угольной промышленности в 2015 году» и содоклад заместителя начальника управления – начальника отдела АО «СУЭК» А.А. Сальникова, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: За последние 5 лет в угольной промышленности достигнут значимый результат по сокращению числа аварий и смертельных несчастных случаев. В 2015 году произошло 8 аварий (в 2014 году – 8). Смертельный травматизм в 2015 году составил 20 несчастных случаев (2014 году – 26). Количество несчастных случаев со смертельным исходом снижено на 23 %. В 2015 этот удельный показатель смертельного травматизма составил 0,053 чел/млн.т., что сопоставимо с лучшими показателями мировой практики. В 2013 году этот показатель составлял 0,17 чел/млн.т., а 10 лет назад – 0,52 чел/млн.т. Основные виды аварий, происходящих в угольной промышленности, эндогенные пожары, взрывы, обрушения. Также происходят аварии, связанные с прорывами воды или обводнённых горных пород, разрушениями зданий и сооружений. Необходимо отметить, что из общего количества аварий около 45 % составляют пожары. Они же также являются причинами некоторых аварий, связанных со взрывами метановоздушной смеси. Взрывы составляют 20 ÷ 25 % от общего количества аварий. Это самые опасные аварии, которые уносят жизни большинства работников. Большинство произошедших пожаров – эндогенные и связанные с ненадлежащей изоляцией и самовозгоранием выработанного пространства. Всего в угольной промышленности в авариях с 2011 по 2015 год погибли 51 человек. Это значительно меньше, чем в авариях с 2006 по 2010 год, когда число погибших равнялось 280. Такое значительное улучшение произошло благодаря концентрации сил и средств Ростехнадзора на выявление нарушений связанных с угрозой жизни и здоровью персонала горнодобывающих предприятий. Для шахт угольной промышленности это, главным образом загазирование горных выработок, отложение в них угольной пыли, нарушение взрывозащиты горно-шахтного оборудования, невыполнение мер по готовности предприятия к локализации и ликвидации последствий аварий. Количество административных приостановок деятельности в результате выявления нарушений, которые могут привести к аварии, составило в 2015 году – 699, 2014 году – 645, в 2013 – 666 раз. Для сравнения в 2008 году таких приостановок было 168, т.е. административных приостановок стало в 3-4 раза больше. При этом удельный смертельный травматизм сократился за этот же период также в несколько раз – с 0,16 до 0,05 чел./млн.т. Приходится констатировать, что именно административные меры воздействия к нарушителям промышленной безопасности продолжают оказывать достаточное действие на снижение риска возникновения крупных аварий. Всего в период с 2011 по 2015 год Ростехнадзором утверждён 41 нормативный правовой акт по вопросам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ в угольной отрасли, в том числе 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Основные требования направлены на обеспечение дегазации, определение области применения схем изолированного отвода метана, выбор схем проветривания газовых шахт, формирование противоаварийной защиты, включая оснащение шахт многофункциональными системами безопасности, пунктами коллективной защиты, обеспечение безопасной эксплуатации взрывозащищённого электрооборудования, предупреждение эндогенных пожаров, локализацию распространения взрывов метановоздушной смеси, инертизацию взрывчатых свойств угольной пыли. Управлением продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, разрабатываются новые нормативные документы, планируемые к утверждению в 2016 г., которые позволят систематизировать выполнение прогнозных мероприятий на пластах опасных по горным ударам и внезапным выбросам, определять наиболее эффективные профилактические меры для конкретных горно-геологических условий ведения горных работ, установят требования по локализации взрывов, контролю и управлению системами локализации взрывов в горных выработках угольных шахт, исключат избыточные требования и неоднозначное толкования правовых норм. К основным проблемам в обеспечении безопасности, следует отнести: – старение основных производственных фондов угольных предприятий; – отсутствие полноценной испытательной стендовой базы; – сокращение научных разработок в области обеспечения безопасного ведения горных работ, сокращение научного потенциала отрасли. Перестали существовать многие научно-исследовательские институты, специализирующиеся на изучении проблем безопасности горнодобывающей промышленности. На сегодняшний день научное сопровождение предприятий осуществляют НЦ «ВостНИИ», Санкт-Петербургский национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела ВНИМИ; – недостаток профессиональной системы образования в части практического процесса подготовки специалистов горных профессий. С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил: 1. Принять к сведению информацию о состоянии промышленной безопасности и ходе разработки нормативно-технических документов по вопросам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ на угольных предприятиях. 2. Совместно с Управлением по надзору в угольной промышленности Комиссии Общественного совета по государственному горному и металлургическому надзору под председательством Ю.Н. Малышева подготовить предложения руководству Ростехнадзора по осуществлению контрольных мероприятий на угольных шахтах и разрезах с привлечением технических инспекторов профессиональных союзов для принятия соответствующих по ним решений. 3. Управлению по надзору в угольной промышленности с участием членов Общественного совета продолжить работу: – по совершенствованию нормативно-правового регулирования промышленной безопасности на опасных производственных объектах. – по оптимизации контрольных функций, исключению избыточных требований, не влияющих на состояние уровня безопасности подконтрольных объектов. – по актуализации требований в области промышленной безопасности с учётом наилучших доступных технологий и результатов расследований происшедших аварий. – по совершенствованию многофункциональной системы безопасности, обеспечить возможность её использования для дистанционного мониторинга параметров безопасности ведения горных работ на угольных шахтах, разрезах, осуществления информационной поддержки, контроля и управления технологическими процессами в нормальных и аварийных условиях. – по осуществлению мероприятий по созданию правовой основы организации дистанционного контроля.
Доклад и.о. начальника Управления общепромышленного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.М. Селезнёва «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Анализ причин аварий, инцидентов и травматизма. Неотложные и первоочередные меры предупредительного характера, включая вопросы противодействия терроризму».
Заслушав доклад и.о. начальника Управления общепромышленного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.М. Селезнёва «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Анализ причин аварий, инцидентов и травматизма. Неотложные и первоочередные меры предупредительного характера, включая вопросы противодействия терроризму», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Члены совета принимают активное участие в обсуждении вопросов связанные с аварийностью, инцидентами и травматизмом, а также в выработке предложений по неотложным и первоочередным мерам предупредительного характера, включая вопросы противодействия терроризму. В первую очередь это касается вопросов: – совершенствования методологии контрольно-надзорной деятельности; – нормативного обеспечения совершенствования безопасного функционирования подконтрольных производств; – повышения уровня технологического переоснащения производств и объектов; – повышение уровня противоаварийной защищённости технологических процессов и оборудования, снижение рисков аварийности, внедрение систем дистанционного мониторинга, решения вопросов импортозамещения; – повышение уровня подготовленности и знаний в области безопасности технологического производства специалистов и персонала поднадзорных организаций. Этому способствовала реализация изменений, внесённых в положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», внесённых Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» на уровне разработки Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Прежде всего, таких, как «Требования к безопасному ведению технологических процессов нитрования», «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», вступивших в силу в 2015 году. При этом особое внимание уделяется решению проблем устойчивого функционирования, переоснащения и модернизации производств в интересах выполнения государственных задач, развития химического промышленного комплекса, укрепления обороноспособности государства, обеспечения продовольственной безопасности России. Управлением общепромышленного надзора в 2015 году организовано проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении поднадзорных объектов: – предприятий химического и оборонно-промышленного комплексов проведено 4602 проверок, выявлено 17481 тыс. нарушений, сумма штрафов составила 112,8 млн. руб.; – транспортирования опасных веществ проведено 1795 проверок, выявлено 3803 нарушений, сумма штрафов составила 13,9 млн. руб.; – взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья проведено 1464 проверок, выявлено более 6320 нарушений, сумма штрафов составила 35,3 млн. руб. Непосредственно центральным аппаратом (Управление общепромышленного надзора) организовывались проверки ОАО «Минеральные удобрения» (г. Пермь), ПАО «Химпром» (г. Новочебоксарск), ОАО «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» (Брянская область) и ФГУП «Завод синтетических волокон «Эластик» (Рязанская область). Об итогах проведённых проверок проинформированы территориальные органы Ростехнадзора, соответствующая информация размещена на интернет ресурсе Ростехнадзора, а также в Информационном бюллетене Ростехнадзора. По результатам анализа причин зарегистрированных в 2015 году случаев смертельного травматизма в территориальные управления Ростехнадзора направлены информационно-директивные письма с требованиями принятия предусмотренных законодательством мер по предупреждению аварийности и травматизма на объектах и указаниями по доведению информации об аварийности и травматизме до поднадзорных организаций. В рамках мероприятий функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при осуществлении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлением общепромышленного надзора на регулярной основе практикуется проверка готовности к ликвидации и локализации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах предприятий, контроль качества и полноты разработки Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а также вопросы антитеррористической защищённости объектов с записью соответствующих формулировок в Распоряжение о проведении проверки. В планы проверок, утверждаемые распоряжениями руководства Ростехнадзора, включаются вопросы антикриминальной и антитеррористической защищённости объектов (охрана, состояние ограждения, сигнализация, специальные ограничения, оформление спецдопусков и нарядов-допусков на опасные работы, в том числе для сторонних организаций), соблюдения или отклонения от порядка расположения зон безопасности объектов и безопасных расстояний до других объектов, а также до зон жилой застройки, транспортных объектов, объектов инфраструктуры селитебных и промышленных зон. С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Принять к сведению информацию о состоянии аварийности и травматизма на предприятиях химического и оборонно-промышленного комплексов, объектах транспортирования опасных веществ и взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья. 2. Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами и Комиссии по вопросам промышленной безопасности в области производства и применения взрывчатых веществ до 30 июня с.г. обобщить предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения данного вопроса на текущем заседании. Итоги довести до руководства Службы для принятия соответствующих решений. 3. Членам Общественного совета принять активное участие в переработке и приведению в соответствие с положениями статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ранее утверждённых Госгортехнадзором России в период 2000 – 2004 гг. методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. 4. Комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами и Комиссии по вопросам промышленной безопасности в области производства и применения взрывчатых веществ до 30 июня с.г. совместно с Управлением общепромышленного надзора выработать предложения и обсудить дополнительные меры предупредительного характера, включая вопросы противодействия терроризму.
Доклад начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.И. Фролова «Итоги прохождения субъектами электроэнергетики и объектами теплоснабжения осенне-зимнего периода 2015-2016 годов».
Заслушав доклад начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.И. Фролова «Итоги прохождения субъектами электроэнергетики и объектами теплоснабжения осенне-зимнего периода 2015-2016 годов», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Управлением государственного энергетического надзора совместно с территориальными органами Ростехнадзора осуществлён контроль прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2015 - 2016 годов. По результатам проведённых проверок в отношении более 200 объектов энергетики Ростехнадзором было выявлено более 3 тыс. нарушений норм и правил, привлечено к административной ответственности 572 должностных и 216 юридических лиц. В отопительный период продолжена работа по проверке готовности муниципальных образований, в соответствии с требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждёнными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103. По итогам проверок паспорта готовности получили 74 % муниципальных образований. Повторно за выдачей акта готовности к отопительному периоду после 15 ноября 2015 г. в Ростехнадзор обратилось всего 324 (22% из числа не получивших паспорт готовности) муниципальных образований, из них признаны готовыми к отопительному периоду 279. С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил: 1. В целях обеспечения безаварийного прохождения максимума зимних нагрузок в предстоящем отопительном периоде с участием членов Общественного совета подготовить проект обращения в адрес Правительства Российской Федерации о направлении поручения по проведению контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2016-2017 годов. Данный проект направить руководству Ростехнадзора для принятия им соответствующего решения. 2. Членам Комиссии Общественного совета по государственному энергетическому надзору принять участие в выработке предложений по изменению законодательства Российской Федерации, предусмотрев возможность проведения ежегодного контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к осенне-зимнему периоду.
Информация председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева о комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с протоколом заседания Общественного совета при Ростехнадзоре от 15.04.2014 № 34 решением Общественного совета при Ростехнадзоре из состава членов Общественного совета и сотрудников ведущих организаций в области экспертизы промышленной безопасности была создана комиссия Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности (далее – Комиссия). За время работы Комиссией были рассмотрены проблемные вопросы, связанные с совершенствованием механизмов экспертизы промышленной безопасности, а также подготовкой и аттестацией экспертов в области промышленной безопасности. Предложения по указанным вопросам представлялись в адрес руководства Ростехнадзора для рассмотрения и принятия решений. Вместе с тем в целях совершенствования нормативно-правового регулирования и развития методологии экспертизы промышленной безопасности, аттестации экспертов в области промышленной безопасности, а также деятельности экспертных организаций приказом Ростехнадзора от 25.02.2016 № 72 создан Совет при руководителе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам экспертизы промышленной безопасности. В состав Совета наряду с членами Общественного совета при Ростехнадзоре вошли представители крупнейших экспертных организаций и ассоциаций, научных и научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности. В связи с созданием Совета при руководителе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам экспертизы промышленной безопасности продолжение работы комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности представляется нецелесообразным. С учётом вышеизложенного Общественный совет при Ростехнадзоре решил: Упразднить комиссию Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности. |