Решение № 50-2 от 30.09.2016РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
«30» сентября 2016 г. г. Москва № 50-2
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Заслушав доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Одним из ключевых факторов аварийности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах остаётся низкий уровень производственной и технологической дисциплины. Во многом данная ситуация обуславливается недостаточной ролью санкций в предупреждении и профилактике нарушений требований промышленной безопасности. В частности, действующая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации (во многом воспроизводящая в данной части нормы Уголовного кодекса РСФСР) не содержит отдельного состава преступлений, связанных с нарушениями требований промышленной безопасности. Соответствующие преступления квалифицируются по разным составам («нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ», «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах», «нарушение правил безопасности при строительстве или эксплуатации магистральных трубопроводов»), не корреспондирующим с законодательством о промышленной безопасности, влекущим различные санкции и имеющим различное соотношение формального и материального составов преступлений. В этой связи законопроектом предусматривается унификация одинаковых по своему фактическому содержанию составов преступлений, отнесённых действующей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации к различным (отдельным) преступлениям, в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также дифференцирование указанных составов от составов преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности при производстве строительных и иных работ, не связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Законопроект также предусматривает более чёткое, чем в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации, разделение формального состава преступления в области промышленной безопасности, при котором ответственность наступает за нарушения, могущие повлечь тяжкие последствия, и материального состава преступления, при котором ответственность наступает за вред, фактически причинённый таким нарушением. Одновременно с отделением материальных составов преступлений в области промышленной безопасности от формальных составов предлагается исключить уголовную ответственность за однократное нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, могущее повлечь смерть человека (формальный состав преступления) и установить уголовную ответственность за повторное грубое нарушение обязательных требований в области промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. В целом принятие законопроекта позволит установить чёткие квалифицирующие признаки преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, соответствующие действующему законодательству в указанной области. Установление уголовной ответственности за повторные грубые нарушения требований промышленной безопасности способствует повышению уровня правосознания и дисциплинированности должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, а также развитию культуры безопасности, пониманию личной ответственности за состояние безопасности.
С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Поддержать представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». 2. До 5 октября 2016 г. создать рабочую группу с участием членов Общественного совета в целях: ‒ участия в доработке законопроекта; ‒ обеспечения экспертно-правового сопровождения законопроекта при его согласовании федеральными органами исполнительной власти и рассмотрении палатами Федерального Собрания; ‒ участия в разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта; ‒ организации мониторинга правоприменительной практики. Регулярно заслушивать на заседаниях Общественного совета информацию о проделанной группой работе. 3. Членам Общественного совета принять активное участие в разъяснении основных новаций законопроекта в научной и экспертной среде, в деловом сообществе, а также в средствах массовой информации. |