Протокол № 50 от 30.09.2016П Р О Т О К О Л
Заседания Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
30 сентября 2016 г. г. Москва № 50
Место проведения: ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва, Зал Коллегии
Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова и содоклад директора Научно-исследовательского института проблем экологии, ответственного секретаря Общественного совета при Ростехнадзоре О.В. Пляминой «Об участии в подготовке XI Международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, экология, безопасность 2016».
Заслушав доклад заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова и содоклад директора Научно-исследовательского института проблем экологии, ответственного секретаря Общественного совета при Ростехнадзоре О.В. Пляминой «Об участии в подготовке XI Международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, экология, безопасность 2016», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Руководство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддержало инициативу Общественного совета при Ростехнадзоре, Общественного совета Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Росатом», Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, Российской экологической академии и Научно-исследовательского института проблем экологии о проведении 22-23 ноября с.г. XI Международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, экология, безопасность-2016». Международный общественный форум-диалог является одним из основных инструментов взаимодействия атомной отрасли, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с представителями гражданского общества, местными сообществами, региональными властями и органами местного самоуправления территорий расположения объектов атомной отрасли. Задачи Международного общественного форума-диалога: ‒ представить основные направления развития современной атомной энергетики; ‒ оценить возможности атомной отрасли в решении проблем глобального масштаба; ‒ обсудить роль международных организаций в совершенствовании государственного регулирования атомной отрасли; ‒ продемонстрировать высокий уровень международной интеграции в сфере обеспечения безопасности ядерных технологий; ‒ обеспечить диалог с общественными организациями, в том числе с представителями общественности, занимающими критическую позицию в отношении вопросов использования атомной энергии; ‒ поиск новых и совершенствование существующих форматов и инструментов взаимодействия с гражданским обществом. В 2016 году впервые на Форум-диалог выносится тема эффективного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. К участию в форуме приглашаются представители российской и зарубежной общественности; местных и региональных органов власти; Госкорпорации «Росатом» и подведомственных предприятий, отраслевой и академической науки, экспертного сообщества, Ростехнадзора, зарубежных органов государственной власти, осуществляющих регулирование ядерной и радиационной безопасности; международных организаций, занимающихся сотрудничеством в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, иностранных предприятий атомной отрасли; профсоюзных и ветеранских организаций атомной отрасли разных стран; СМИ. Основные темы форума: атомная энергетика XXI века, регулирование безопасности при использовании атомной энергии как неотъемлемый элемент обеспечения глобального режима ядерной безопасности, вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии и реабилитация территорий, конструктивное взаимодействие с общественностью в процессе принятия решений при реализации атомных проектов. Программа форума-диалога включает пленарное заседание «Атомная энергия, экология, безопасность», тематические секции, заключительное пленарное заседание, в рамках которого будут подведены итоги работы секций. В связи с этим члены Общественного совета должны совместно с заинтересованными ведомствами и организациями принять активное участие в разработке документов по подготовке и проведению Форума-диалога, личным участием способствовать эффективной и результативной его работе. С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Обратиться к руководству Ростехнадзора с просьбой поддержать инициативу Общественных советов Службы и Госкорпорации «Росатом» о проведении XI Международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, экология, безопасность-2016» и уточнить задачи соответствующим структурным подразделениям центрального аппарата Службы по активному участию в его подготовке и проведении. 2. Комиссии Общественного совета по регулированию безопасности атомных станций, исследовательских ядерных установок, ядерных энергетических установок и радиационно опасных объектов ядерного топливного цикла, надзору за учётом и контролем ядерных материалов совместно с соответствующими отраслевыми подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора разработать и подготовить пакет документов и материалов к проведению II секции форума-диалога «Регулирование безопасности при использовании атомной энергии как неотъемлемый элемент обеспечения глобального режима ядерной безопасности». Использовать опыт проведения предыдущих форумов-диалогов, регулярно обсуждать ход подготовки материалов к работе секции. 3. Комиссиям Общественного совета совместно с представителями центрального аппарата Ростехнадзора и его подведомственных организаций выработать предложения и организовать их выполнение по обеспечению активного участия заинтересованных лиц в работе всех секций форума-диалога. 4. Обратиться к руководству Ростехнадзора о привлечении его пресс-службы в освещении подготовки и проведения форума-диалога и его результатов в СМИ.
Доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Заслушав доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Одним из ключевых факторов аварийности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах остаётся низкий уровень производственной и технологической дисциплины. Во многом данная ситуация обуславливается недостаточной ролью санкций в предупреждении и профилактике нарушений требований промышленной безопасности. В частности, действующая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации (во многом воспроизводящая в данной части нормы Уголовного кодекса РСФСР) не содержит отдельного состава преступлений, связанных с нарушениями требований промышленной безопасности. Соответствующие преступления квалифицируются по разным составам («нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ», «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах», «нарушение правил безопасности при строительстве или эксплуатации магистральных трубопроводов»), не корреспондирующим с законодательством о промышленной безопасности, влекущим различные санкции и имеющим различное соотношение формального и материального составов преступлений. В этой связи законопроектом предусматривается унификация одинаковых по своему фактическому содержанию составов преступлений, отнесённых действующей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации к различным (отдельным) преступлениям, в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также дифференцирование указанных составов от составов преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности при производстве строительных и иных работ, не связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Законопроект также предусматривает более чёткое, чем в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации, разделение формального состава преступления в области промышленной безопасности, при котором ответственность наступает за нарушения, могущие повлечь тяжкие последствия, и материального состава преступления, при котором ответственность наступает за вред, фактически причинённый таким нарушением. Одновременно с отделением материальных составов преступлений в области промышленной безопасности от формальных составов предлагается исключить уголовную ответственность за однократное нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, могущее повлечь смерть человека (формальный состав преступления) и установить уголовную ответственность за повторное грубое нарушение обязательных требований в области промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. В целом принятие законопроекта позволит установить чёткие квалифицирующие признаки преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, соответствующие действующему законодательству в указанной области. Установление уголовной ответственности за повторные грубые нарушения требований промышленной безопасности способствует повышению уровня правосознания и дисциплинированности должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, а также развитию культуры безопасности, пониманию личной ответственности за состояние безопасности.
С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Поддержать представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». 2. До 5 октября 2016 г. создать рабочую группу с участием членов Общественного совета в целях: ‒ участия в доработке законопроекта; ‒ обеспечения экспертно-правового сопровождения законопроекта при его согласовании федеральными органами исполнительной власти и рассмотрении палатами Федерального Собрания; ‒ участия в разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта; ‒ организации мониторинга правоприменительной практики. Регулярно заслушивать на заседаниях Общественного совета информацию о проделанной группой работе. 3. Членам Общественного совета принять активное участие в разъяснении основных новаций законопроекта в научной и экспертной среде, в деловом сообществе, а также в средствах массовой информации.
Доклад члена Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, генерального директора ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» Е.В. Кловач «О новых подходах к подготовке и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности». Заслушав доклад члена Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, генерального директора ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» Е.В. Кловач «О новых подходах к подготовке и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность прохождения подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности. За время действия Федерального закона № 116-ФЗ сначала Госгортехнадзор России, а в последствии Ростехнадзор устанавливали своими приказами порядок подготовки и аттестации работников указанных организаций, несмотря на то, что ни одним нормативным правовым актом органы исполнительной власти в области промышленной безопасности не были уполномочены на установление этого порядка. Действующим на сегодняшний день приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 утверждены два Положения, устанавливающие порядок подготовки и аттестации руководителей и специалистов и порядок обучения и проверки знаний рабочих в области промышленной безопасности. В указанные Положения неоднократно вносились изменения и дополнения, обусловленные как изменениями в законодательстве Российской Федерации, так и изменением концептуальных подходов, к подготовке и аттестации специалистов в области промышленной безопасности, стремлением к снижению административной нагрузки на бизнес и рядом других причин. В настоящее время назрела необходимость установления новых подходов к подготовке и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, исключающих противоречия Федерального закона № 116-ФЗ с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и с Налоговым кодексом Российской Федерации. При разработке проектов нормативных правовых актов целесообразно определить: ‒ что порядок подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности устанавливает Правительство Российской Федерации (внесение дополнений в Федеральный закон № 116-ФЗ); ‒ цели аттестации и круг лиц, подлежащих аттестации в области промышленной безопасности; ‒ виды и полномочия аттестационных комиссий Ростехнадзора и организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности; ‒ возможность (условия) применения технологий дистанционной подготовки и аттестации; ‒ области аттестации; ‒ требования к подготовке работников (уточнение форм подготовки и установление обязательности прохождения подготовки перед первичной аттестацией и добровольности подготовки при прохождении периодической аттестации); ‒ порядок допуска рабочих к самостоятельной работе. При подготовке проектов нормативных правовых актов необходимо учитывать требования смежного законодательства и разрабатываемых по смежным вопросам нормативных правовых актов, в частности, вопросы подтверждения компетентности и подтверждения квалификации работников урегулированы Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. Вопросы независимой оценки квалификации (применение профессиональных стандартов, фактически заменяющих в ряде случаев процедуру допусков) рассматриваются в проектах федеральных законов «О независимой оценке квалификации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в настоящее время уже внесённых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Принять к сведению информацию о состоянии нормативно-правового регулирования подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности. 2. Выйти с предложением руководству Ростехнадзора о создании совместной рабочей группы из членов Общественного совета, Правового управления и Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора для разработки проектов нормативных правовых актов, устанавливающих отношения в области аттестации по промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О формировании института общественных инспекторов в области промышленной безопасности».
Заслушав доклад начальника Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева «О формировании института общественных инспекторов в области промышленной безопасности», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Федеральный закон от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит институт общественных инспекторов в области промышленной безопасности. Предусматривается, что статус общественного инспектора смогут получить лица из числа профсоюзных инспекторов труда, привлекаемые на добровольной основе. Определяются статус общественных инспекторов и основы их взаимодействия с органом надзора и эксплуатирующими организациями. Законом определены обязанности общественного инспектора: ‒ информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о выявленных нарушениях требований промышленной безопасности; ‒ оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности в проведении мероприятий по контролю и техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте.
На законодательном уровне также определены их права: ‒ осуществлять наблюдение за соблюдением организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности; ‒ представлять организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предложения об устранении нарушений требований промышленной безопасности; ‒ принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, и техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте. Указанный Федеральный закон вступит в силу 1 января 2017 г. Для реализации этих положений Закона Ростехнадзором должны быть утверждены порядок привлечения к мероприятиям по контролю общественных инспекторов и квалификационные требования к ним. Соответствующий проект приказа разработан Правовым управлением Ростехнадзора совместно с Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности и в настоящее время проходит общественное обсуждение. Проект приказа предусматривает подтверждение компетентности кандидатов в общественные инспектора Ростехнадзора в форме собеседования, проводимого совместной комиссией Ростехнадзора и выдвинувшего их профсоюза. Предлагается ввести в качестве инструмента взаимодействия общественных инспекторов с надзорным органом задания для самостоятельной работы на календарный год. Кроме того, реализуются положения Федерального закона от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части участия общественных инспекторов в мероприятиях по контролю и расследовании аварий на опасных производственных объектах. Общественный совет отдельно отмечает, что полноценное формирование института общественных инспекторов в области промышленной безопасности позволит реализовать требования Конвенции МОТ № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (ратифицирована Федеральным законом от 07.06.2013 № 106-ФЗ), будет способствовать повышению прозрачности действий контрольно-надзорных органов и снижению рисков аварийности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах.
С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: 1. Поддержать представленные предложения по реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части формирования института общественных инспекторов в области промышленной безопасности. 2. До 7 октября членам Общественного совета представить предложения в проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении Порядка привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и квалификационных требований к указанным инспекторам». 3. Общественному совету совместно с центральным аппаратом Ростехнадзора организовать взаимодействие с профессиональными союзами, представляющим интересы работников опасных производственных объектов, в интересах подготовки общественных инспекторов Ростехнадзора в области промышленной безопасности. 4. Общественному совету совместно с центральным аппаратом и профессиональными союзами создать Комиссию Общественного совета по проведению аттестации общественных инспекторов.
Доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «О проекте Кодекса Этики членов Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Заслушав доклад председателя Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору В.А. Грачева «О проекте Кодекса Этики членов Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает: Целью разработки Кодекса этики членов Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору является обобщение этических норм и установление правил поведения членов Общественного совета при Ростехнадзоре для достойного выполнения своей деятельности, а также содействие укреплению авторитета и доверия граждан к Ростехнадзору и его территориальным органам и обеспечение единых норм поведения членов Общественного совета при Ростехнадзоре. Член Общественного совета при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, положение об Общественном совете при Ростехнадзоре, руководствоваться общепринятыми морально-нравственными нормами. В соответствии со Стандартом деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, одобренным протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24.06.2015 № 3, члены Общественного совета при Ростехнадзоре обязаны соблюдать Кодекс этики членов Общественного совета при Ростехнадзоре. С учётом вышеизложенного Общественный совет решил: Одобрить Кодекс этики членов Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и строго следовать его положениям при выполнении своих обязанностей. |